Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Княжпогостский район
Тематика:Религия
 
Свято-Казанский храм. 100 лет : [комплект из 12 цветных открыток / разработано в ОАО «Коми республиканская типография»]. - [Сыктывкар] : Коми республиканская типография, 2006. - 1 папк. (12 отд. л.) : фото. цв.
 
Мученик Евфимий Кочев, мирянин. 1867 - 18 сентября 1937
 
Мученица Анна Остроглазова.
19 ноября (2 декабря н. ст.) 1900 – 22 апреля 1939
 
Преподобномученик Федор Абросимов, послушник
20 февраля (04 марта н. ст.) 1897 – 02 августа 1941
 
Преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня. 1879 – 12 сентября 1937





...
 
Священномученик Алексий Никонов, иерей.
15 октября (27 октября н. ст.) 1881 – 29 октября 1938
 
Священномученик Анатолий (Грисюк). 20 августа (1 сентября н. ст.) 1880 – 23 января 1938
 
Свя­щен­но­му­че­ник Василий Крылов, иерей.
1906 – 31 мая 1942
 
Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский.
10 ноября (23 ноября н.ст.) - 1883 – 15 сентября 1937
 
Священномученик Павел Малиновский, протоиерей
15 октября (28 октября н. ст.) 1874 – 12 сентября 1937

Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей

Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей
(Иван Дмитриевич Богоявленский)

12 февраля (24 февраля н. ст.) 1892 – 24 декабря 1941

foto.jpg  ikona.jpg

Иван Дмитриевич Богоявленский родился в селе Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского и жены его Людмилы.

Учеба

  • 1914 год – Иван Дмитриевич окончил Ярославскую Духовную семинарию по 2-му разряду, но по стопам отца идти не захотел.

Он предпочел светский путь жизни, и работать в земских учреждениях. Так как окончил семинарию, то в земство его не взяли.

  • 1916–1918 гг. – 2 курса учебы на юридическом факультете Ярославского Демидовского лицея.

В 1918 году, когда новые революционные власти преобразовали лицей в государственный университет, Иван продолжать образование не захотел.

В Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков

Duhovnaya-seminariya-goroda-Yaroslavlya.jpg

Духовная семинария города Ярославля
Фото с сайта https://dimitryrostovsky.ru/temples/domovyj-hram-sv-dimitrija-rostovskogo-pri-jaroslavskoj-duhovnoj-seminarii-v-gorode-jaroslavle/

Учительство

  • 1914–1916 гг. – Иван Дмитриевич работал учителем в церковно-приходской школе.
  • 1919 год – уехал в город Весьегонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии.

Несмотря на свое прошлое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм.

В условиях начавшегося гонения на церковь его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег учителей, а следом и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.

Январь 1922 года – он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме.

В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки.

В начале мая он обвенчался с дочерью священника, служившего в одном из храмов города Мологи Ярославской епархии, Ниной Николаевной Семеновской.

Служение

  • 9 мая 1922 – 1930 гг. – Иван Богоявленский был рукоположен в сан священника ко храму родного села.

В конце двадцатых годов XX века снова начались гонения на православную церковь. В глухом селе Ярославской губернии они проявились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам. Отец Иоанн этого требования выполнить не смог.

Selo-Vetrino-Mologskogo-uezda-Yaroslavskoi-gubernii.-Rasseleno-v-1940-godu-kak-popavschee-v-zonu-zatopleniya-Rybinskim-vodohranilischem.jpg

Село Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии. Расселено в 1940 году как попавшее в зону затопления Рыбинским водохранилищем
Фото с сайта http://expedition.demo.krown.cc/vetreno.html

Историческая справка:

По справочнику «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» 1908 года «церквей в селе Ветрино две, обе каменные. Одна церковь летняя – Покрова Пресвятой Богородицы с одним престолом Покрова Божией Матери. Построена она в 1795 году тщанием и усилием прихожан. В связи с нею и каменная колокольня. Другая церковь зимняя – во имя Святителя Чудотворца Николая с одним престолом Николая Чудотворца. Построена она в 1867 году тщанием и усилиями прихожан. Обе церкви прочные». Кроме того, на краю села была четырехгранная часовня из красного кирпича с золотым куполом с крестом. В ней стояла икона Казанской Божьей Матери.

Арест

  • Март 1930 года – он был приговорен к 1 году исправительно-трудовых работ.

Прихожане были недовольны расправой над священником, они пришли к зданию районного отделения НКВД и потребовали его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были отпустить батюшку Иоанна, и выслали его за пределы области.

Служение

  • 1930 год – по благословению епископа Бежецкого Григория (Козырева) отец Иоанн занял место священника в Воскресенской церкви села Раменье Сонковского района Калининской области (ныне Тверская область).

Здесь, как и в родном селе, прихожане полюбили батюшку Иоанна. Но власти не забыли о приговоре.

Аресты

  • Апрель 1931 27 июля 1932 гг. – новый арест и отправка в заключение на лесоповал в Сонковский район.

Верующие не оставляли священника – привозили продукты и всячески поддерживали. После заключения священник вернулся в Раменье.

После освобождения власти не оставили в покое священника, они установили тщательное за ним наблюдение.

Церковь Воскресения Христова в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него – одни оттого что, что у них родители были верующими, другие – из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.

Zerkov-Voskreseniya-Hristova-s.-Ramene-Kalininskoi-oblasti-nyne-Tverskaya-oblast.jpg 

Церковь Воскресения Христова, с. Раменье Калининской области (ныне Тверская область)
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/335731 

  • 15 августа 1934 года – по требованию сотрудника НКВД Фейгенберга священник был арестован. В тот же день следователь НКВД допросил его.

Из допроса отца Иоанна Богоявленского:

«Ко всем мероприятиям советской власти я отношусь лояльно и недовольства никогда не выражал как про себя, так и в присутствии других. Все проводимые мероприятия одобряю, так как они направлены на улучшение жизни человечества, хотя бы взять к примеру колхозы – это, по моему мнению, единственный выход крестьянину из нужды.

Я отлично понимаю, что все проводимые мероприятия советской власти и партии влекут постепенное отмирание религии...

Каких-либо разговоров среди населения по вопросам политики партии и мероприятий советской власти я не веду, откровенно говоря, боюсь, так как скажешь слово, а после его извратят, и можно получить неприятность. С вопросами текущей политики я знаком, так как выписываю и читаю областные, районные и центральные газеты».

            Из показаний старосты храма Натальи Томилиной от 7 сентября 1934 года, которой в то время было 94 года:

«Я являюсь церковной старостой Раменской церковной общины. По долгу своей службы мне иногда приходилось вести разговоры с Богоявленским, а также последний иногда ко мне заходил по церковным делам и просто так побеседовать.

В момент, когда он приходил ко мне, приходили односельчане, но священник с ними вести разговоры остерегался. Из всех граждан нашего селения Богоявленский считал самыми самостоятельными семьи Алексея Попкова и Григория Попкова.

В прошлом году приезжал в Маланьино какой-то священник, как Богоявленский рассказывал, то он не пустил его и в дом. Этот же священник после заходил и ко мне, но я его также не пустила – раз батюшка что-то заподозрил, то я думаю, что не зря. Он у нас человек очень умный и осторожный. Кое с кем, да еще с незнакомым человеком о чем-либо постороннем говорить не будет».

Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день один следователь, день – другой. Обвинить его было не в чем, следователям не к чему было придраться

  • 27 сентября 1937 года – отца Иоанна допросил уполномоченный управления НКВД, чтобы составить свое окончательное заключение по этому делу.

Отец Иоанн, отвечая на вопросы, сказал:

«Служа священником села Раменье, я при отправлении служб в церкви каких-либо проповедей антисоветского характера не произносил. В частные беседы с прихожанами вступал очень редко, тем политического характера не касался никогда и ни с кем. Прихожане относились ко мне хорошо, среди них я пользовался авторитетом. Объясняется это, с одной стороны, тем, что я на требы не только не устанавливал таксы, но и не просил; что дадут, то и ладно, а и не дадут – хорошо.

С другой стороны, прихожане любили меня за то, что я заботился о храме, исправлял обязанности не только священника, диакона и псаломщика, но был одновременно и звонарем, и сторожем, и уборщиком. Предшественник мой довел, можно сказать, храм до запустения – всюду были грязь, пыль, паутина. Я храм благоустроил и все время своими силами поддерживал в нем чистоту. Как и каким путем отдельные граждане, как, например, председатель сельсовета, говорят, что я являюсь первоисточником разного рода антисоветских разговоров — для меня совершенно непонятно».

Вероятно, и следователи НКВД, и уполномоченный сочувствовали священнику и, записывая его ответы, не слишком искажали то, что он говорил, и не захотели его осудить.

2 октября 1934 года уполномоченный НКВД составил свое заключение: «В действиях, приписываемых обвиняемому Богоявленскому, нет состава преступления, а потому дело производством прекратить, арестованного Богоявленского Ивана Дмитриевича из-под стражи немедленно освободить».

Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.

g.-Beghezk-Zemskaya-uprava.jpg

г. Бежецк Земская управа
Фото с сайта https://smolbattle.ru/threads/%D0%91%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D1%86%D0%BA-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B5.36180/  

Служение

  • Октябрь 1934 – сентябрь 1935 гг. – служение в церкви села Раменье.

По распоряжению благочинного отец Иоанн вел в своем храме запись родившихся, умерших и вступивших в брак. По существу эти записи нужны были самим крестьянам, которые хотели, чтобы факт крещения их детей, смерти близких был записан в церковных книгах их собственной приходской церкви.

Аресты

  • Сентябрь 1935 года – священник вновь арестован властями и обвинен в присвоении административных функций.

Прихожане нашли адвоката для защиты священника. Состоявшийся суд приговорил батюшку к денежному штрафу.

После оглашения приговора он был освобожден. Адвокат, прощаясь с отцом Иоанном, предупредил его, что он все равно будет вскоре арестован, так как главная его вина перед властями состоит в том, что он священник, и он может избегнуть ареста лишь оставив служение в храме. Такой путь отец Иоанн категорически отверг и вернулся служить в церковь.

Служение

  • Конец 1935–1936 гг. – служение в Воскресенской церкви села Раменье.

В 1936 году отец Иоанн по распоряжению благочинного стал продолжать метрические записи, за что был вызван в НКВД, на допрос. Власти обложили священника большим налогом, который он не мог выплатить.

Если бы батюшка его не выплатил, то храм сразу же бы закрыли. И снова прихожане помогли своему батюшке. Обходя дворы, члены церковного совета сразу же собрали требуемую сумму.

Тут же посыпались доносы в НКВД: будто крестьяне стали говорить, что священник работает лучше, чем сельсовет, которому никогда плана по государственному займу не выполнить.

Несмотря на доносы, власти видели, что священник ведет себя сдержанно, и не потому, что осторожен, а по своему смирению и какой-то природной застенчивости.

Но пришли новые гонения на Русскую Православную Церковь. Руководители страны приняли решение о беспощадном уничтожении всех неугодных им людей и целых слоев населения, в том числе и духовенства.

Арест

  • 12 ноября 1937 года – отец Иоанн был арестован. Сотрудники НКВД стали собирать «доказательства преступности» священника. Начали вызывать «дежурных свидетелей», продолжали собираться доносы.
  • 20 ноября 1937 года – состоялся первый допрос.

Из допроса отца Иоанна Богоявленского:

– Вам предъявляется обвинение в систематической контрреволюционной агитации, направленной к срыву проводимых хозполиткампаний в колхозах. Следствие от вас требует правдивых показаний.

– Антисоветской агитации я не вел.

- В сентябре вы дали установку монахине вести антисоветскую агитацию о том, что якобы советская власть – каторга и колхозы распадутся. Подтверждаете вы это?

– Этого не подтверждаю.

– 4 ноября вы, будучи в церковной сторожке, восхваляли врагов народа. Подтверждаете ли вы это?

– Этого я не подтверждаю, показания свидетелей ложны.

– В августе вы среди колхозников деревни Маланьино вели антисоветскую агитацию. Говорили: «Работаете день и ночь, а получаете гроши, все пойдет государству». Подтверждаете ли вы это?

– Этого я не подтверждаю. Антисоветской агитации не вел.

– В сентябре вы распространяли слухи о войне и падении советской власти. Подтверждаете ли вы это?

– Нет, не подтверждаю.

Svyaschennomuchenik-Ioann-Bogoyavlenskii.jpg

Священномученик Иоанн Богоявленский
Фото с сайта http://podvig-very.cerkov.ru/?attachment_id=1602 

Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других, и в тот же день следствие было закончено. В вину ему было поставлено то, что он собирал средства на уплату налога, чтобы сохранить храм.

  • 25 ноября 1937 года – осужден Тройкой при УНКВД Калининской области по статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы.
  • Батюшка отбывал срок в Забайкалье на предприятии Байкало-Амурский ИТЛ.
  • 16 июня 1940 года – был переведен в Северный железнодорожный ИТЛ. Находился в ЛП № 1 (Айкинское). С началом войны, при том, что работа оставалась непосильно тяжелой, кормить в лагере почти перестали.

Zdanie-Upravleniya-Sevgheldorlaga-v-g.-Emva-Knyaghpogostskii-raion-Respublika-Komi.jpeg

Здание Управления Севжелдорлага в г. Емва, Княжпогостский район Республики Коми
Фото с сайта https://multiurok.ru/index.php/files/istorichieskii-proiekt-izuchieniie-arkhivnoi-sprav.html 

Кончина

  • 24 декабря 1941 года – отец Иоанн умер от голода в больнице 3-1 колонны Чокурского ОЛП (лесозаготовительного). Ему было всего 49 лет.

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – иерей Иоанн Богоявленский причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Электронные ресурсы

.

Священномученик Иоанн (Богоявленский) [Электронный ресурс] // Православие.ru. Православный календарь. [Б. м., б. г.]. URL:  https://days.pravoslavie.ru/Life/life4818.htm. Дата просмотра: 19.11.2020.

  1. Богоявленский Иван Дмитриевич [Электронный ресурс] // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в. [Б. м., б. г.]. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu-feCivu8fdOrVeeWd66WWc8oUV8mcsi0cdO8ctk*. Дата просмотра: 19.11.2020.

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика