Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Усть-Вымский район
Тематика:Религия
 
Православные святыни Республики Коми [Изоматериал]. Храмы : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская. - Сыктывкар : [б. и., 2005?]. - 1 обл. (13 отд. л.) : цв. офсет.
 
Основано в 1380 году христианским миссионером Стефаном Пермским
 
Священномученик Александр Державин, иерей.
13 августа (25 августа н. ст.) 1864 - 25 марта 1933
 
Священномученик Анатолий (Грисюк). 20 августа (1 сентября н. ст.) 1880 – 23 января 1938
 
Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей.
12 февраля (24 февраля н. ст.) 1892 – 24 декабря 1941
 
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ми­ро­твор­це­в, иерей.
25 марта (06 апреля н. ст.) 1881 – 18 марта 1938
 
Священномученик Николай Доброумов, иерей. 24 декабря 1876 (6 января н. ст. 1877) - 25 августа 1937
 
Священномученик Николай Виноградов, протоиерей.
05 апреля (17 апреля н. ст.) 1876 - 24 декабря 1937
 
Священномученик Николай Гаварин, иерей. 23 декабря 1870 (04 января 1871 н. ст.) – 24 апреля 1938
 
Священномученик Павел Малиновский, протоиерей
15 октября (28 октября н. ст.) 1874 – 12 сентября 1937

Священномученик Николай Рюриков, протоиерей

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Священномученик Николай Рюриков, протоиерей

Священномученик Николай Рюриков, протоиерей
(Николай Владимирович Рюриков)

05 апреля (17 апреля н. ст.) 1884 – 18 июня 1943

RYuRIKOV-Nikolai-Vladimirovich.jpg   ikona.jpg

Николай Владимирович Рюриков родился в селе Осёлок Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне с. Красный Оселок Лысковского района) в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе.

Протоирей Николай Рюриков принадлежал к старинному священническому роду Рюриковых, которые были в близком родстве с Добролюбовыми. Оба рода имели много общего: в нескольких поколениях принадлежали к духовному сословию.

Обе династии оказались богаты личностями российского масштаба: среди Рюриковых много врачей, педагогов, ученых.

Родной отец протоиерея Николая Рюрикова, Владимир Александрович, служил в церкви села Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии, а также был учителем местной церковно-приходской школы и благочинным округа. Николаю Добролюбову, литературному критику и властителю дум российской интеллигенции середины XIX века, он приходился двоюродным братом.

Дед отца Николая Александр Петрович также был священником, имел хорошее образование, занимался этнографией, состоял членом Всероссийского географического общества.

Nikolai-Ryurikov-v-molodosti.jpg

Николай Рюриков в молодости
Фото с сайта https://stnmedia.ru/news/355/

Учеба

  • 1905 год – Николай окончил по первому разряду Нижегородскую духовную семинарию.

Учительство

  • 1905 год – Николай Владимирович был направлен законоучителем в церковноприходскую школу в родное село Осёлок Макарьевского уезда Нижегородской губернии.
  • 19061907 гг. – далее преподавал в церковноприходской школе в селе Ляпуны того же уезда.
  • 1907 – 1908 гг. – потом учительствовал в Богоявленской церковноприходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда.
  • 1908 – 1910 гг. – преподавал в церковно-приходской школе при Нижегородской Спасо-Преображенской кладбищенской церкви, располагавшейся в Канавинской слободе.
  • 1910 год – Николай Рюриков женился на дочери старшего священника из Макарьевского женского монастыря Ольге Георгиевне Лавровой. Это был счастливый, благочестивый брак. У Николая и его супруги было четверо детей – три дочери и сын.

Nikolai-Vladimirovich-Ryurikov-s-suprugoi-Olgoi-Georgievnoi.-Foto-do-1910-goda.jpg

Николай Владимирович Рюриков с супругой Ольгой Георгиевной. Фото до 1910 года
Фото с сайта http://www.newmartyros.ru/saints/n/sshchmch-nikolay-ryurikov-presviter-1943.html

Служение

  • 15 сентября 1910 года – преосвященным епископом Иоакимом (Левицким) Николай Рюриков был определен в качестве второго священника в Макарьевского Желтоводского женского монастыря, на место своего тестя – протоиерея Георгия Александровича Листова.

Makarevskii-Gheltovodskii-ghenskii-monastyr-p.-Makarevo-Nighegorodskaya-oblast.jpg

Макарьевский Желтоводский женский монастырь, п. Макарьево, Нижегородская область
Фото из открытых источников

  • 22 октября 1910 года – рукоположение Николая в сан священника совершил епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов), викарий Нижегородской епархии.
  • 23 августа 1911 года – по личному прошению иерей Николай Рюриков был переведен в Троицкий собор уездного города Горбатова, на должность второго священника. В этом храме отец Николай прослужил около 16 лет.

Troizkii-sobor-v-gorode-Gorbatove-Nighegorodskoi-gubernii.jpg

Троицкий собор в городе Горбатове Нижегородской губернии
Фото с сайта http://hramgorbatov.blogspot.com/

Учительство

Кроме исполнения священнических обязанностей на новом месте служения отец Николай вел большую педагогическую и просветительскую работу.

  • 1911 – 1915 гг. – батюшка исполнял обязанности заведующего и законоучителя в Горбатовской женской церковно-приходской школы.
  • 1915–1917 гг. – был законоучителем в местной мужской гимназии.

Наряду с этим на него были возложены обязанности наблюдателя за преподаванием Закона Божия в других учебных заведениях Горбатовского уезда Нижегородской губернии.

  • 1915 год – отец Николай стал членом Горбатовского отделения епархиального училищного совета и казначеем этой организации.
  • С 3 февраля 1916 года – приходилось отцу Николаю заниматься и общественной деятельностью: он являлся делопроизводителем Горбатовского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах.

Награды

Пастырские и педагогические труды священника Николая Рюрикова были оценены епархиальным начальством.

  • 9 мая 1912 года – он был награжден набедренником.
  • 1913 год – батюшка был награжден памятным знаком и медалью к 300-летию династии Романовых.
  • 5 апреля 1916 года – ко дню Святой Пасхи награжден скуфьей и отмечен медалью в память 25-летия церковно-приходских школ.

Зимой 1918 года отец Николай остался один на приходе. По этой причине он обратился с просьбой к Преосвященному Евдокиму (Мещерскому), епископу Нижегородскому и Арзамасскому, разрешить помогать ему при богослужениях его престарелому тестю священнику Георгию Листову, который вместе со своей матушкой жил в доме отца Николая.

Батюшка писал владыке: «В октябре 1918 года мой старший сослуживец протоиерей Аполлон Нечаев покинул приход вследствие продовольственной разрухи; в ноябре ушел по этой же причине и псаломщик. Диакон взят в военную службу. Так что я оказался один. Прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить живущему в г. Горбатове заштатному священнику отцу Георгию Листову помогать мне в служении в храме Божием временно впредь до приезда настоятеля, которого вы соблаговолите назначить».

Тогда же в 1918 году от Церковно-приходского Совета Горбатовского Троицкого собора в Нижегородский епархиальный совет поступило ходатайство от имени всех прихожан с многочисленными подписями о награждении священника отца Николая Рюрикова камилавкой к празднику Рождества Христова. Однако по каким-то причинам документы о награждении были утрачены.

Прихожане в 1919 году вновь обратились к епархиальным властям, написав епископу Евдокиму следующие строки: «Церковно-приходской Совет покорнейше просит наградить священника отца Николая Рюрикова камилавкой к празднику св. Апостолов Петра и Павла дополнительно, это общее горячее желание всего нашего прихода, ибо батюшка Рюриков является для нас вполне достойным священником, подает нам духовное утешение своей благоговейной и истовой службой в храме Божием».

  • 8 июня 1919 года – отец Николай был удостоен награждения камилавкой.

Poslughnoi-spisok-Nikolaya-Ryurikova-v-Klirovoi-vedomosti.jpg

Послужной список Николая Рюрикова в Клировой ведомости
Фото с сайта https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/

Служение

  • 1919 год – Николай Рюриков был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Троицкого собора.
  • До июля 1927 года – прослужил в Троицком соборе города Горбатова и все эти годы пользовался большим авторитетом и уважением у своих прихожан.

Отец Николай твердо придерживался православной веры, и, несмотря на общую ситуацию в епархии, не отошел в обновленчество*. Сторонился батюшка и участия в какой-либо политической деятельности.

*Обновленчество – рас­коль­ни­че­ское дви­же­ние 1920–40-х гг. в Русской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ини­ции­ро­ван­ное советской вла­стью. Яви­лось од­ним из ин­ст­ру­мен­тов антицерковной по­ли­ти­ки советского го­су­дар­ст­ва, на­прав­лен­ной на борь­бу с ка­но­нической Цер­ко­вью. Важ­ней­шей ха­рак­тер­ной чер­той Обновленчества бы­ло при­зна­ние «справедливости со­вер­шив­ше­го­ся в стра­не со­ци­аль­но­го пе­ре­во­ро­та», тес­ней­шее сотрудничест­во с советской вла­стью, а в пер­вые го­ды дея­тель­но­сти – опо­ра на репрессивные ор­га­ны.

В своих проповедях отец Николай призывал верующих не отходить от Бога, терпеливо нести скорби. Хотя ему самому пришлось претерпеть много скорбей и притеснений.

Будучи в близких отношениях с епископом Павловским викарием Нижегородской епархии Александром (Похвалинским), отец Николай попытался перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние.

Ревностное исполнение отцом Николаем пастырского долга не осталось без внимания богоборческой власти. Как и все священнослужители в 1920-е годы он был лишен избирательных прав.

Арест

  • 1927 год – сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об отце Николае, о его проповедях и частных беседах и в конце концов арестовали его по ложному обвинению в проведении контрреволюционной агитации против советской власти.
  • 29 июля 1927 года – состоялся допрос отца Николая, где свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе клирики: священник, диакон и псаломщик, допрошенные все в один день.

Отвечая на его вопросы, священник сказал: «В своих проповедях с заранее предвзятой мыслью я никогда ничего не говорил против власти. Я не отрицаю, что когда-нибудь у меня могло сорваться случайное, неосторожное слово, и проповеди мои могли быть истолкованы в нежелательном смысле».

Protokol-doprosa-protoiereya-Nikolaya-Ryurikova-ot-29-iyulya-1927-goda.jpg

Протокол допроса протоиерея Николая Рюрикова от 29 июля 1927 года
Фото с сайта https://vyksa-eparhia.ru/materialy_komissii_po_kanonizacii_svyatyh_vyksunskoj_eparhii/materiali_komissii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/

Из обвинительных показаний священника собора:

«Со священником Рюриковым я служу в соборе с 1925 года. Во всех проповедях, которые произносил Рюриков, он всегда проводил аналогии из Священного Писания и современной жизни, направленные против существующего строя.

Зимой 1926 года в одной из проповедей Рюриков бросил фразу: „Скоро придет время, когда волкам отольются овечьи слезы”. Эта фраза потом служила источником обывательских разговоров на очень продолжительное время.

На Благовещение Рюриков произнес проповедь, основанную на воспоминании о царствовании царя Давида Примерами из жизни Давида он доказывал, что жизнь при верующем царе была хорошей. Как только началось безверие, свергли царя, так и жизнь стала плохой: народ увидел, что без царя плохо, образумился и снова избрал себе царя. Эти положения он подтверждал примерами и аналогиями из современной жизни.

На Новый год, 1 января старого стиля, в двенадцать часов ночи перед молебном Рюриков произнес речь. В своей речи он говорил приблизительно следующее: “Прошлый год мы прожили бурно. Разразилась над нами гроза, надвинулись на нас тучи черные безбожия и коммунизма. Мы должны надеяться, что скоро воссияет для нас солнце правды, что новый год принесет для нас укрепление веры и падение безбожия и коммунизма”.

Таких примеров можно привести очень много, не упомнить их всех. Словом, в каждой проповеди Рюриков обязательно, хоть слегка, но заденет чем-нибудь советскую власть Рюриков очень дружен с епископом Александром. Строчит ему различные доносы», — завершил свои показания.

Из обвинительных показаний диакона:

«Со священником Рюриковым я служу с 1924 года. В своих проповедях, которые мне пришлось слышать, Рюриков всегда касался политики, восстанавливая прихожан против власти. Это ему удается легко, потому что Рюриков пользуется среди прихожан большим авторитетом.

9 мая мне встретились несколько женщин. Они мне рассказали, что Рюриков сегодня произнес хорошую проповедь в Никольской церкви. Я спросил: „Что же он говорил?” По рассказам женщин, Рюриков начал проповедь так: „Наполняется чаша гнева Господня. Как пришли коммунисты обманным путем к власти, так и должны уйти. Близится время”.

Рюриков говорил, по словам женщин, целый час, указывал на современных правителей: они, мол, обвиняли царя, что царь спаивает народ вином, а сами что делают? За царей и Священное Писание повелевает молиться. „Вот такого бы нам батюшку”, — говорят женщины. Словом, этой проповедью Рюриков очень сильно подействовал на граждан Никольского прихода.

В частных беседах с гражданами Рюриков всегда говорит против власти. Опрашивать верующих о Рюрикове почти бесполезно. Уж очень сильное влияние на них он имеет. Они за ним и кучкой его приспешников куда угодно пойдут и не выдадут его».

Из обвинительных показаний псаломщика: «Проповедей, которые произносит Рюриков, я не помню. Рюриков человек хитрый, тонкий, ученый. Работаю я в соборе всего один год и хорошо его еще не изучил».

Отец Николай содержался во внутренней тюрьме ОГПУ в Нижнем Новгороде, во время следствия держался твердо, на допросах отверг все обвинения, показав, что проповеди и беседы его не носили политического и контрреволюционного характера, они были исключительно вероучительными.

Zdanie-OGPU-v-Nighnem-Novgorode-na-Maloi-Pokrovskoi-ulize..jpg

Здание ОГПУ в Нижнем Новгороде на Малой Покровской улице.Узники томились во внутренней тюрьме, занимавшей подвалы бывшего особняка купца Филитера Павловича Кузнецова
Фото с сайта https://abc1918.livejournal.com/119617.html 

После ареста отца Николая его семья жила в Канавинском районе в двухэтажном доме. У него было три дочери и сын, который утонул в 14 лет. Это случилось накануне ареста батюшки, и матушка Ольга пыталась убедить следователей в том, что если он что-то и сказал крамольного, то только от переживаний из-за гибели сына. Но его отправили в ссылку.

Vypiska-iz-protokola-Osobogo-soveschaniya-pri-kollegii-OGPU-ot-4-noyabrya-1927-goda.jpg

Выписка из протокола Особого совещания при коллегии ОГПУ от 4 ноября 1927 года
Фото с сайта https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/ 

            Ссылка

  • 4 ноября 1927 года – постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ отец Николай Рюриков был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Приангарском районе Канского округа Восточно-Сибирского края.

Судьбу своего супруга разделила и матушка Ольга Георгиевна. Семья Рюриковых пользовалась среди местного населения уважением, стремилась ободрить и поддержать их духовно, учила печь хлеб из кислого теста, желая по мере сил облегчить нелегкую крестьянскую жизнь.

Svyaschennik-Nikolai-Ryurikov-s-suprugoi.jpg

Священник Николай Рюриков с супругой
Фото с сайта https://drevo-info.ru/pictures/15319.html

  • 1930–1934 гг. – после освобождения протоиерей Николай четыре года находился на положении административного ссыльного в городе Козьмодемьянске Горномарийского района Марийской АССР.

Здесь он также заслужил любовь и уважение верующих. Прихожане Юксарской и Владимирской церквей желали видеть его своим священником. Батюшка постоянно проводил крестные ходы по всем селам, входящим в его приход, в самые трудные годы преследований за веру побуждал молодежь ходить в церковь, продолжал много заниматься педагогической работой.

Gorod-Kozmodemyansk.-Vid-s-gory.jpg

Город Козьмодемьянск. Вид с горы
Фото с сайта https://pastvu.com/p/580048

Служение

  • Январь 1934 года – протоиерей Николай Рюриков начал свое служение в церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Марийской АССР. К тому времени там был болен священник Евфимий Лебедев.
  • 21 марта 1934 года – в связи с кончиной отца Евфимия, совет Владимирской церкви обратился к епископу Марийскому Авраамию (Чурилину) с просьбой о назначении отца Николая на данный приход.
  • 7 апреля 1934 года – по благословению Владыки в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, отец Николай был назначен священником в церковь марийского села Владимирское.

Награды

  • 1936 год – за самоотверженный пастырский труд в батюшку наградили палицей.

Из проповеди отца Николая:

«Православные христиане! Не бросайте, не забудьте Божий дом. Соблюдайте праздники Христовы. Великий грех будет тому, кто не примет в течение одного года Тело и Кровь Христовы… без Причастия жить – предаться антихристу».

Арест

За несколько дней до его ареста были допрошены два крестьянина (один из них служил в свое время в ЧК) и женщина-зоотехник, высланная в село Владимирское по приговору НКВД из Ленинграда.

Один из крестьян показал: «В 1937 году в день религиозного праздника Пасхи я вместе с другими товарищами ходил в церковь села Владимирского Рюриков в конце обедни вышел с проповедью. Народу при этом в церкви было много. В своей проповеди он, начиная с Рождества Христова и Вознесения, перешел на пропаганду, направленную против существующего строя, то есть против советской власти. Он говорил: «Братия! Настали тяжелые годы, труднее и труднее становится православным жить, но не унывайте! Мы, православные должны переносить все трудности, мы должны терпеть до времени. Жизнь наша будет хороша на том свете».

На обратном пути домой о его проповеди мы рассуждали что слова, сказанные им: «Жизнь наша будет хороша на том свете», сказаны были в кавычках, что он ожидает через какое-то время распада существующего строя.

Лишь только в своей проповеди точно об этом не высказал, а дал понять народу, что советская власть недолго просуществует, поэтому и говорил, что «мы должны терпеть до времени».

  • 29 сентября 1937 года – протоиерей Николай Рюриков был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации и заключен под стражу в Козьмодемьянской тюрьме.
  • 30 сентября 1937 года – в ходе следствия батюшка был допрошен один раз. Вины своей он не признал, держался в заключении мужественно.
  • 8 октября 1937 года – состоялось заседание тройки НКВД по Марийской АССР, на котором отец Николай был приговорен к 10 годам заключения по 58-й статье Уголовного кодекса СССР за контрреволюционную деятельность.
  • 25 октября 1937 года – для отбытия наказания батюшка прибыл в Локчимлаг Коми АССР.

Находился на общих работах в Центральном ОЛП в поселка Пезмог (с 1940 – Усть-Вымский ИТЛ).

Состояние его здоровья было плохим, но, подчиняясь существующему распорядку, он самоотверженно выполнял поручаемые работы – варил хвою, подносил дрова.

Батюшку перебрасывали из лагеря в лагерь, откуда он постоянно писал письма домой. Вплоть до 1943 года от него приходили весточки.

Из письма батюшки из лагеря от 12 июня 1941 года адресованного дочери:

«Здравствуй, дорогая Зоичка! Крепко целую тебя, особо милую Ниночку. Как видишь из обратного адреса на конверте, нас перебросили в другое место, кил<ометров> за 300. Надолго ли, не известно… От брата Васи я получил письмо в дороге, к нему он приложил твое к нему письмо, где ты пишешь, что хотела бы меня вернуть. Это, дорогая, напрасно. Меня не вернешь (ибо никого не вертают), а себе можешь навредить. Будет видно, что будет.

Я кое-как здоров, но плоховато. Потяну, наверно, еще немного, а кто знает м<ожет> б<ыть> и много… Я всем необходимым обеспечен, нужды нет ни в чем. Хотелось бы увидеть Вас. Есть слухи, что с июля месяца будут частично выпускать. Не верится… Ну, пока… Безгранично любящий папа и дед».

Видя смирение батюшки, Господь даровал ему мученический венец.

Кончина

  • 18 июня 1943 года – протоиерей Николай Рюриков скончался в Пезмогском лазарете Локчимлага и был погребен в безвестной ныне могиле под № 5 Г на местном кладбище.

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – протоиерей Николай Рюриков причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Из воспоминаний правнучки священномученика Николая Рюрикова Зои Рюриковой:

«Моя мама, его внучка, родилась в 1939 году. Он знал о ее рождении и в письмах спрашивал, «как Ниночка».

Интересно, что фамилия Рюриковы в нашей семье передавалась по женской линии – через бабушку, потом через маму. Моя мама под влиянием гуманистических идей русских разночинцев и просветителей выбрала профессию врача-фтизиатра, ведь раньше туберкулез был неизлечимой болезнью. Она была настоящей подвижницей и работала в лагерях и тюрьмах Нижнего Новгорода и области.

В 90-е годы, когда я обнаружила письма прадеда и обратилась в Нижегородскую епархию, мне сказали, что этой информации недостаточно для его канонизации. Но спустя годы, когда стали открываться архивы и незаметный героизм прадеда стал явным, нам позвонили и сообщили о его канонизации.

Мой родной брат Олег, который живет в Москве и работает старостой в одном из храмов, ездил на канонизацию в Марий Эл. Он внешне очень похож на прадеда и своего восьмого ребенка в честь него назвал Николаем. А в Оселках, где родился прадед, остались его родные, потомки которых до сих пор живы. Они тоже Рюриковы».

.

Электронные ресурсы

.

 

  1. Высоцкая С. Священномученик Николай Рюриков: жизнь и семья [Электронный ресурс] // Созидая жизнь. Благотворительный фонд Преподобного Варнавы Гефсиманского. [Б. м.], 2013. URL: http://sozidau.ru/publishing/people/svyashchennomuchenik-nikolay-ryurikov-zhizn-i-semya/. Дата просмотра: 03.08.2020.
  2. Ерошкин Ю. Священномученик Николай Рюриков [Электронный ресурс] // Комиссия по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии. [Б. м.], 2004-2020. URL: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=nikolaj-ryurikov. Дата просмотра: 03.08.2020.
  3. Священномученик Николай Рюриков (1884 – 1943) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Выксунской епархии Нижегородской митрополии. [Б. м.], 2020. URL: https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/. Дата просмотра: 03.08.2020.
Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика