Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит
(Василий Львович Козырев)
27 января (08 февраля н. ст.) 1862 – 12 июля 1939
.
Василий Львович Козырев, родился в городе Санкт-Петербург в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце. Окончил за казенный счет Александровскую гимназию.
Работа
Василий Львович был женат, овдовел. У него был сын Николай, после Октябрьской революции он эмигрировавший за границу.
В 1917 году конюшенное ведомство было передано автобазе.
Как человек, близкий к царскому двору, был вынужден скрываться от большевиков и нашел приют в городе Мещовск Калужской области и поселился при Свято-Георгиевском мужском монастыре.
Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь в с. Искра Калужской области
Фото с сайта https://putidorogi-nn.ru/evropa/961-kaluzhskaya-oblast
Служение
Свято-Никольский собор Астанайской и Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви (Казахстан)
Фото с сайта https://mail.mitropolia.kz/news/eparchy/bishops/1260-v-prazdnik-pochaevskoj-ikony-bogoroditsy-episkop-nektarij-sovershil-liturgiyu-v-nikolskom-sobore-alma-aty.html
При возведении присутствовали святители-исповедники архиепископ Прокопий (Титов) и епископ Амвросий (Полянский).
Епископ Герман и архимандрит Феоген жили при соборе в правой боковой комнате у притвора. Кроме них при соборе жили монахини, присматривавшие за храмом.
В начале декабря 1932 года мать начальника местного ОГПУ, придя к монахиням, сказала: «Мой сын послал меня предупредить, что в ночь на 10 декабря всех ваших священников арестуют. Никому поначалу не велел говорить, а только из-за того, что жалко ему меня, зная, что я церковь люблю, сказал: “Пойди и скажи сестрам”».
Анастасия Нагибина вспоминала:
«Уже 10 часов вечера... Слышим – в окна бьют... Человек 6 пришли тогда в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала... и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала: «Без старосты дверь не откроем». Привели старосту... Мать Евфалия открыла двери... Они сразу вошли в комнату владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту...».
*Всенощным бдением, или всенощною, называется богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
Арест и обвинения
Архимандрита Феогена обвинили в том, что он «входил в руководящий центр организации, содействовал в работе по нелегальной переброске за кордон представителей от организации с целью закрепления блока с белоэмигрантскими кругами...».
Из следственного дела:
«Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Герман (Вейнберг)... Козырев Василий Львович, он же архимандрит, сын бывшего царедворца. Они вели контрреволюционную деятельность, осуществляли переправу за кордон нелегальным путем передачу сведений о положении СССР вообще и о гонениях за религию в частности, имели пораженческие настроения».
Из ответов архимандрита Феогена на следствии:
«Живя в одной комнате с епископом Германом, мне приходилось наблюдать, что к нему заходили ссыльные священники и епископы. Обычно между ними и епископом Германом велись разговоры в плоскости ознакомления с вопросом, откуда прибыли ссыльные, на сколько осуждены, где раньше служили... Причт Никольской церкви оказывал денежную помощь ссыльным, но в каком размере, сказать не могу. У нас вообще существовала система оказывать помощь ссыльным, но велся ли учет выдаваемым суммам, я не знаю. Ко мне, как к исповеднику, часто обращались крестьяне с вопросом, можно ли идти в колхозы. Я им отвечал: “Главное не забывайте Бога, с Ним везде будет хорошо...”».
Архимандрит Феоген признал, что содействовал просьбе верующих о переправке священника на приход, находившийся Китае, и встречался с теми, кто приходил оттуда.
Ссылка
Отправлен в город Тара Омской области. Здоровье батюшки в это время стало очень слабым.
Ленинград, проспект 25-го Октября (Невский), фото 1932–1934 гг.
Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/kstolica/leningrad-1930h-godov-5b9e58780a646400aa401678
Арест и обвинения
Из допроса архимандрита Феогена:
– При каких обстоятельствах вы встретились с китайским консулом?
– В начале апреля 1935 года меня пригласили на кладбище для отпевания умершей, прибывшей из Китая, фамилии ее я не знаю. Во время отпевания прибыл китайский консул. Прибывший из Китая спросил, желаю ли я переехать в Китай, обещая устроить проезд, ссылаясь при этом на китайского консула. Я от поездки отказался в присутствии китайского консула.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении и в чем именно?
– Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю.
Из обвинительного заключения:
«Будучи осужденным, Козырев своих контрреволюционных убеждений не изменил и, находясь в городе Алма-Ата, продолжал контрреволюционную деятельность. Произведенным следствием... установлено враждебное отношение его к советской власти...
Свидетель, епископ Алма-Атинский Толстопятов, показал: “...Козырев... (архимандрит Феоген) не советский человек. Очевидно, это явилось в результате того, что Козырев при царизме занимал видное положение... и не может помириться с существующим строем... Доказательством его... несоветских взглядов служит, например, то, что по возвращении из поездки в Ленинград в марте 1935 года он всюду рассказывал о массовых арестах и высылках... производимых властями. Причем рисовал жуткую картину, создавшуюся в Ленинграде в связи “с массовыми арестами”. Эти рассказы Козырева производили неприятное впечатление на слушателей и компрометировали, таким образом, власть”».
Ссылка
Арест
Из допроса архимандрита Феогена:
– Следствию известно, что цель вашего приезда в Чимкент заключалась в том, что вы решили принять участие в организации нелегальной общины... Признаете ли это?
– Участия в организации нелегальной общины... я не принимал.
– Следствие зачитывает вам показания... из которых видно, что вы принимали участие в организации нелегальной общины. Следствие требует правдивых показаний.
– Мое участие в организации нелегальной общины заключалось разве лишь в том, что я посещал молитвенный дом и тем самым привлек туда верующих, так как среди верующих я пользовался авторитетом; что же касается другого участия в деле организации общины, то, повторяю, что я не был организатором ее.
– Следствию известно, что среди верующих вы распространяли провокационные слухи о наличии у вас святых мощей. Дайте следствию показания об этом.
– Действительно, я имел небольшой серебряный крест, в который была заделана частица святых мощей святой Анны Кашинской; крест этот дала мне одна игумения в 1929 году в Бугуруслане. Крест этот я постоянно носил с собой, и некоторые из верующих прикладывались к нему, и я говорил, что в нем святые мощи.
– Следствию известно, что за благословение святыми мощами вы собирали деньги с верующих, посещавших нелегальный молитвенный дом.
– Посещая молитвенный дом, я получал от верующих деньги как материальную помощь, но за благословение мощами денег я не получал.
Из следственного дела:
«Козырев В. Л. отбывал ссылку в с. Ленинском Каратасского района. В сентябре месяце из ссылки сбежал. Проживая в Чимкенте, активно проводил религиозную пропаганду среди населения, прибегая к агитации об исцелении имеющимися у него мощами, к которым публично привлекал население».
На следствии отец Феоген отрицал факт побега из ссылки, объясняя свой отъезд из с. Ленинского в Чимкент для лечения по разрешению органов НКВД.
Виновным он признал себя только частично, не признавая обвинения в антисоветской деятельности.
Ссылка
Арест
Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре, где проводились допросы новомучеников в 1937-38 годах
Фото с сайта https://pravoslavie.ru/srpska/print105509.htm
Из допроса архимандрита Феогена:
– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным себя не признаю.
– Вы клеветали на советскую власть, заявляя, что сейчас идет гонение со стороны советской власти на религию. Признаете это?
– Нет, этого с моей стороны не было.
– Ваша контрреволюционная деятельность следствием вполне установлена. Почему вы отрицаете?
– Этого не было, поэтому и отрицаю.
– Следствием установлено, что вы имели связь с епископом Знамировским. Последний вам оказывал материальную помощь. Почему отрицаете это?
– С епископом Знамировским я лично знаком не был. На квартире его я не бывал, и он тоже у меня не бывал. Деньги в сумме пяти рублей от Знамировского получил через незнакомую мне женщину.
– Вы даете противоречащие показания. Вы подтверждаете, что от Знамировского получили материальную помощь, и в то же время утверждаете, что с ним не были знакомы и связи никакой не имели. Дайте правдивые ответы.
– Мои показания правдивы. Когда Знамировский посылал мне деньги, то в записке писал, что он больной и просил помолиться за него. Лично разговоров с ним не имел.
– Если вы не были знакомы со Знамировским, то откуда он мог вас знать и оказывать материальную помощь?
– Меня, как духовника духовенства, знают многие. Возможно, Знамировский обо мне слышал от кого-нибудь.
– Вы вели агитацию против обновленцев, называя их еретиками и раскольниками и что они действуют заодно с советской властью и всячески притесняют тихоновцев. Признаете это?
– Не отрицаю, что обновленцев я действительно называл еретиками, потому что они нарушают церковный устав, допускают брак епископов и двоеженство священников.
– Прекратите запирательство. Следствие предупреждает вас, что все это установлено, и предлагает вам давать правдивые ответы.
– Другого ответа я дать не могу.
По делу отца Феогена был вызван в качестве свидетеля священник, который сказал:
«Он мне прямо поставил вопрос, чтобы я поступил священником Кочпонской церкви и в своих проповедях призывал верующих не ходить в обновленческую церковь, ибо там служат еретики, которые работают заодно с советской властью... Козырев в резкой форме обвинял советскую власть, что она путем гонения на религию и духовенство хочет уничтожить религию, но это не удастся, он своих волос и креста на шее никому снимать не разрешит...».
Свято-Казанский храм г. Сыктывкара
Фото с сайта http://pearl20.gallery.ru/watch?ph=bzoL-fI6KI
Архимандрит Феоген проходил по делу «контрреволюционной группы церковников» из 6 человек (архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), протоиерей Иоанн Беляев, иерей Василий Самсонов, архимандрит Филарет (Игнашкин), мирянин Михаил Шиманец).
Батюшка категорично отверг все выдвинутые обвинения.
На следующий день он отправил в кассационную жалобу, где писал, что не признает себя виновным, и, что никто в судебном заседании не подтвердил ведшихся будто бы им контрреволюционных разговоров. Просил учесть его престарелый возраст и снизить меру наказания, как слишком суровую. Архимандриту Феогену было в это время 77 лет.
Кончина
Канонизация
Электронные ресурсы