Фестивали

СЫКТЫВКАР ФЕСТИВАЛЬНЫЙ

Фестивали способны не только устанавливать и укреплять творческие связи внутри российского театрального пространства, но, главное, - стимулировать сам художественный процесс. В сам?м названии фестиваля зашифрована его цель.

К примеру, «Золотой Витязь» отбирает постановки, которые оказывают наилучшее нравственное влияние на молодого зрителя. То есть получается, не только театр пытается показать свое лицо, но и сам фестиваль, формируя свою афишу, гордится спектаклями, которые отбирает.

Началом развития фестивального движения в республике можно считать 1943 год, когда впервые состоялся смотр сценического мастерства - Декада искусств. В ней приняли участие все театры республики, в том числе и ведомственные системы ГУЛАГа, Сыктывкарское концертно-эстрадное бюро, самодеятельные коллективы Нювчима и Выльгорта. На сцене драмтеатра выступили 311 человек.

Несмотря на трудности военного и послевоенного времени, учреждения искусств активно продолжали свою работу. С 1959 года систематически проходят смотры народных самодеятельных театров, коллективы - призеры награждаются денежными премиями и Почетными грамотами Министерства культуры Коми АССР.

Интенсивное развитие фестивального движения в республике получило лишь в 1990-е годы.

Одним из главных театральных событий республики стал Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна), триумфально проведенный в 1991 году. Его инициатором стала художественный руководитель и главный режиссер республиканского музыкального театра - Ия Петровна Бобракова.

Грандиозным по своему размаху стал фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки), впервые проведенный в августе 1997 года. Третий фестиваль состоялся в 2000 году и по ряду причин был приостановлен. После перерыва возрожден в 2014 году, проводится 1 раз в два года.

В ноябре 1997 года был проведен 1-й фестиваль драматического искусства «Арся коми рытъяс» (Осенние вечера в Коми) по инициативе коллектива Академического театра драмы им. Виктора Савина.

Фестиваль планировался стать ежегодным, проводился стабильно по 1999 год. За трехлетний период, кроме местных государственных и народных театров на сцене выступили гости: Архангельский, Кировский, Вологодский драматический театры, Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. Акимова.

В 2003 году фестиваль был возрожден, среди приглашенных: Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта» и московский состав МХАТ имени А. Чехова. Почетным гостем 1-го фестиваля был Председатель Союза театральных деятелей России А. Калягин. Фестиваль был непродолжительным, но содержательным. В дальнейшем, в связи с недостаточностью бюджетных средств, он был снова утрачен.

С 2003 года начал проводиться Республиканский театральный конкурс им. Степана Ермолина, учрежденный Союзом театральных деятелей РК и Министерством культуры РК. Этот конкурс носит имя знаменитого актёра, Заслуженного артиста РСФСР, который стоял у истоков создания коми национального драматического театра. Конкурс проводится раз в два года – он призван выявлять лучшие постановки и лучших представителей театрального искусства Республики Коми. В рамках этого конкурса с 2007 года младшим сыном артиста, генеральным директором компании "КонсультантПлюсКоми", известным меценатом В. С. Ермолиным учреждена премия "Зарни кодзув" (Золотая звезда), которая стала первой республиканской общественной премией в области театрального искусства, так как выявлять победителей помогают сами зрители. В течение года любители театрального искусства голосуют за любимых актеров в специальных анкетах, раздаваемых на спектаклях, а также на сайте sermolin.ru.

За 14 лет существования конкурса победителями стали 78 спектаклей, звания лауреатов конкурса получили 117 человек.

С 2000 по 2007 годы в летний период проводился Международный Финно-угорский фестиваль для детей и юношества «Ен дзирд» (Божественная искорка). Участниками фестиваля были коллективы из Финляндии, Карелии, Эстонии, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, Пермяцкого и Ханты-Мансийского округов и других регионов. Представителями от республики выступали: труппа Национального музыкально-драматического театра и Воркутинского государственного театра кукол. Фестиваль проходил не только на театральных площадках Сыктывкара, но и в самых отдаленных уголках, селах и деревнях Коми.

Самым молодым фестивалем в республике является межрегиональный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся», впервые прошедшем в 2011 году с подачи   руководителя Воркутинского театра кукол Марии Балмастовой.

В фестивале, кроме заполярного театра принимают участие коллективы из России и ближнего зарубежья. Проводится 1раз в два года.

.

Фестиваль: 1)  Периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства.

       2) Шумное, веселое празднество, пир (шутл.).

Толковый словарь Д. Н. Ушакова.

Почему именно в 1990-е годы активизировалось фестивальное движение в Республике Коми? Падение интереса к высокому искусству не обошло и наши театры. Одними из первых руководство и коллектив нынешнего Театра оперы и балета решились на борьбу с оттоком зрителя, попытались заинтересовать слушателя новыми средствами - попытались сделать сам факт посещения оперного театра заманчивым и престижным. Решение, к которому пришла И. П. Бобракова, было неожиданным, спорным и даже рискованным: «Будем открывать фестиваль. Он станет международным!».

                         Ия Петровна Бобракова (1927-2012)

Закончила Ленинградскую консерваторию дважды – как вокалистка и как оперный режиссёр. Прежде чем им стать, ей довелось спеть немало меццо-сопрановых партий в родном театре. С 90-х годов И. П. Бобракова - художественный руководитель театра.

За время своего существования с 1991 года этот фестиваль – его назвали «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) - стал брендом Республики Коми на пространстве классического искусства музыкальных театров. Отмечая большой вклад режиссёра в развитие фестиваля, в 2013 году было принято решение присвоить ему имя Ии Бобраковой.

Гости разных лет Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. Ии Бобраковой

Владислав Пьявко, лирико-драматический тенор, Народный артист СССР. Большой театр.

Зураб Соткилава, лирико-драматический тенор,Народный артист СССР. Большой театр.

Александр Дедик, драматический тенор, Народный артист РФ, Санкт-Петербург

Татьяна Ерастова, меццо-сопрано. Народная артистка РФ.  Большой театр.

Ирина Богачёва, меццо-сопрано. Народная артистка СССР. Мариинский театр.

.

В работе фестивалей принимали участие Лауреаты Международных конкурсов вокалистов Н. Путилин, В. Ванеев, Д. Басыров, начинавшие свой путь на сыктывкарской сцене, а также М. Макаров, Э. Цанга, А. Меркурьев.

«Бриллиантовый баритон Европы» Николай Путилин, работавший в Сыктывкаре в 1983-85 годы.

Дамир Басыров. баритон. Солист Государственной Оперы в Праге. Работал в Сыктывкаре в 1986-89 годы. Солист Государственной Оперы в Праге. 

.

Блистали за дирижёрским пультом во время фестиваля Стюард Страйфорд (Великобритания) и Виктор Бокман (Швейцария), а также известные российские музыканты: А. Ситников Ю. Анисичкин, А. Штейнлухт и другие.

По традиции фестиваль открывается премьерным спектаклем фестиваля и закрывается Гала-концертом, представляющим новинки и лучшие номера «Сыктывкарса тулыс».

В программу фестиваля входят балетные спектакли. 

На снимке сцена из балета «Эквус».  Постановка  театра «Балет Москва».

.

 «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки)

Он был организован в 1997 году по инициативе главного балетмейстера театра Ивана Паршагина как Международный фестиваль балетного искусства финно-угорских регионов и государств. В нём приняла участие московский искусствовед, балетный критик Н. Садовская. Затем мероприятие состоялись второй и третий раз, а с 2000 года был по ряду причин фестиваль приостановлен. Возрождён после перерыва в 2014 году - при поддержке гранта Главы республики - этот фестиваль удалось возродить. Он проводится раз в два года.

                                                                      Иван Паршагин

Молодой талантливый хореограф, жизнь которого трагически оборвалась на взлете, успел поставить на сыктывкарской сцене балеты «Спящая красавица» П. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса. Под руководством И. Паршагина в 1996 году балетная труппа по приглашению фонда «Имперский русский балет» приняла участие в фестивале классического балета в Финляндии наряду со звездами балета М. Плисецкой, Н. Павловой, Дюпоном (Гранд-Опера, Париж).

Гости фестиваля

                                                              Вестурс Янсонс. Латвия

                  Гедиминас Таранда. Имперский балет

Ольга Павлова. Золотой призёр хореографического фестиваля «Майя».

                                             Ольга Павлова.Театр классического балета

Андрей  Меркурьев, ныне – солист Большого театра, родом из Сыктывкара. 

                                                    Максим Фомин. Русский балет. Москва

                    Чувашский театр оперы и балета. Сцена из спектакля «Кармина бурана»

Сцена из балета «Золушка» Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Солистка Екатерина Байбаева

Неувядающий «Дон Кихот» в исполнении хозяев фестиваля. Это одна из тех постановок, по которым можно судить об уровне труппы.

.

«Арся коми рытъяс»

В 1997 г. был проведён I фестиваль драматического искусства «Арся коми рытъяс» (Осенние вечера в Коми)» по инициативе коллектива Театра им. В. Савина. Проводился три года, затем  в его деятельности наступил перерыв до 2003 года. Но затем снова был утрачен для зрителя.

Гости фестиваля

Ольга Антонова и Пётр Вельяминов в спектакле «Старомодная комедия». Санкт-Петербургский театр комедии им. Н. Акимова

Александр Калягин, Народный артист РСФСР, руководитель театра «Et Cetera». Москва.

Кировский областной драматический театр показал в Сыктывкаре спектакль по пьесе Ф. Булякова в постановке и оформлении Евгения Степанцева «Выходили бабки замуж».

  Эрнст Вербин. Спектакль хозяев фестиваля «Соло для часов с боем». Театр имени В. Савина

Петербургский театр «Приют комедианта» (Эти свободные бабочки) по пьесе Л. Герша

Композиция МХАТ им. Чехова «Твой образ милый и далёкий» про судьбу одного из основоположников МХТ - В. И. Немировича-Данченко.

.

Северный театральный фестиваль

Первый Северный театральный фестиваль, подхвативший упавшую «эстафетную палочку» фестиваля «Арся коми рытъяс», состоялся в 2013 году и был приурочен к 150-летию со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского. Хозяева фестиваля показали спектакль в постановке Ю. Нестерова «Когда мы свободны» (по пьесе А. Миллера «Смерть коммивояжера»).

Гости фестиваля

          Сцена из спектакля Малого театра (Москва) «Волки и овцы» по пьесе А.Н. Островского

                                                 Б. Невзоров, Л. Полякова, З. Андреева

                    Сцена из спектакля Малого театра «Медведь». Е. Харитонова и В. Петров

Кировский областной драматический театр. Сцена из спектакля по комедии И.С. Тургенева «Провинциалка».

Сцена из спектакля «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф. Г. Лорки. Вологодский драматический театр

Второй Северный фестиваль с подзаголовком «Русская классика. Сохраняя традиции, соответствуя времени» состоялся осенью 2016 года. Его программа стала конкурсной.

В конкурсную программу II фестиваля вошли пять спектаклей: «Веселый солдат» Московского Губернского театра, «Эшелон» театра драмы им. В. Савина, «На всякого мудреца довольно простоты» Пермского «Театра-Театра», «Айседора» Котласского драматического театра, «Настасья Филипповна» театра «Творческая мастерская» из Петрозаводска.

Нервный стержень всего спектакля из Петрозаводска «Настасья Филипповна» составили князь Мышкин и его соперник Рогожин (Дмитрий Максимов и Владимир Колганов). Дипломом в номинации «Лучший актерский дуэт».

Водевиль Пермского академического Театра-театра «На всякого мудреца довольно простоты» стал одной из сенсаций фестиваля, и коллектив увез из Сыктывкара диплом в номинации «За яркое и оригинальное решение музыкально-драматического спектакля. Визуальный ряд и костюмы, пластическое поведение в постановке соответствовали достаточно простым рисункам комиксов, когда все герои разделились на ведомых и ведущих. Упрощенный текст потребовал активного изобразительного ряда. Отсюда в спектакле клоунские костюмы, цирковые средства, трюки, очень доступно раскрывающие суть образа.

Ольга Белых (г. Котлас) играла не Айседору, а Актрису, исполняющую роль Айседоры. Именно поэтому исполнительница играла в бальных туфельках, но не разутой. Она говорила об актрисе, танцовщице, но в подтексте ее истории проступала непростая доля множества других женщин, вынужденных, подобно Айседоре, преодолевать препятствия на жизненном пути, не имея ни от кого помощи, вынужденных стоять перед выбором между любовью и состоятельностью в профессии. Диплом в номинации «Лучшая женская роль».

Дипломом фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль» был удостоен Борис Галкин за роль автора в спектакле «Веселый солдат» по повести Виктора Астафьева. Работа артиста, переживающего вместе с писателем ужасы войны, лишения и несправедливость мирной жизни, произвела сильное впечатление на зрителей и критиков, которые назвали роль Астафьева одной из лучших в его творческой биографии. Повесть Виктора Астафьева «Веселый солдат» сейчас называют художественным итогом свидетельских показаний о Великой Отечественной войне из-за полного отказа автора при ее описании от знакомых мифов и полуправды.

Спектакль хозяев фестиваля «Эщелон» был отмечен в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Очевидно, что провинциальный театр не обладает теми ресурсами, которыми обладают театры столичные. Но никто из зрителей не может упрекнуть театры в том, что в провинциальном театре отсутствует постановочная идея, должный художественный уровень, преданность делу. В условиях отсутствия привычных гастролей такие фестивали - мощный стимул для развития.

.

«Ен дзирд» (Божественная искорка)

Международный Финно-угорский театральный фестиваль для детей и юношества «Ен дзирд» проводился с 2000 по 2007 годы. Он проводился летом, в дни школьных каникул, причём не только на театральных площадках Сыктывкара, но в сёлах и деревнях Коми, в оздоровительных лагерях, санаториях и детских площадках.

Гости фестиваля

На фестиваль приезжали всегда около десяти коллективов, в том числе из Финляндии, Эстонии,  Карелии, Мордовии, Марий Эл, Венгрии.

                                     «Танцующие саамы»

Удмуртская исполнительница Ольга Александрова с моноспектаклем «Три свадебных напева». Исполнительница будто и не требовала к себе внимания, творила нечто про себя – пела и приговаривала на удмуртском языке, приплясывала, вздыхала… При этом вынимала из тайничков своей одежды то куколок, то монетки к именинам, то просо к свадьбе, то пух к погребению. Бубен в её руках преображался, становясь то дитём, готовым вот-вот появиться на свет, то колыбелькой, то кроватью новобрачных, потом – последним приютом почившего.

Детский образцовый театр «Зеркало» из Марий Эл получил диплом «За воспитание молодежи средствами театрального искусства».

Эва Каналаш, гостья из Трансильвании, дала сольный концерт. Это обладательница уникального голоса, одна из лучших исполнительниц венгерской традиции. В программе венгерские народные песни и не только: как настоящий фольклорист, она побывала на Алтае, в Туве и Башкирии, записывая уникальный музыкальный материал. Впечатления от Алтайской экспедиции заставили певицу начать эксперименты с голосом, используя традиционные вокальные техники шаманов и канадских эскимосов.

Горномарийский театр из Козьмодемъянска. «Муравьиная свадьба» - по мотивам марийского эпоса

 В номинации «Лучшая сценография» победил Государственный театр кукол Республики Мордовия

.

«В гостях у Мойдыся»

Фестиваль впервые прошёл в 2011 году. Его инициатором стал Воркутинский театр кукол. Поскольку из просторов России добираться до Воркуты очень далеко и накладно для театров, - было решено проводить его на базе Сыктывкара – сначала в помещении Республиканской филармонии, - а затем фестиваль укоренился на базе Театра им. В. Савина. В рамках первого фестиваля был осуществлён гастрольный тур по городам республики. Для детей с ограниченными возможностями Чувашский театр предусмотрел социальную программу с исполнением спектаклей «белая кошка» и «14 писем к Богу» - как в реабилитационных центрах, интернатах, так   и на дому.

Гости фестиваля

«Лопоухий Илюк». Чебоксарский спектакль про маленького пытливого слонёнка, который решил обойти всю Землю. «Лучшее сценографическое решение».

                                  Рыбинский театр со своим спектаклем «Дюймовочка»

                                   Гомельский театр кукол. Спектакль «Лиса и медведь»

Спектакль «Мартынко» про неунывающего солдата по произведениям архангелогородца Б. Шергина

      Мордовский театр кукол со спектаклем «Здравствуйте!» про то, как важно быть вежливым

«Петрушка и К». Крымский академический театр кукол (Симферополь. Украина). Диплом «За лучшее музыкальное оформление».

Озёрский театр кукол. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Лучший спектакль II фестиваля. Красивые и пластически живые куклы, сумеречно-бирюзовые декорации, разрастающиеся в легкие теневые вибрации. И музыка, которая интригует, волнует и соединяет все в единое целое.

 

Ижевский  Театр кукол представил на фестивале спектакль "ПроЖИТЬ" (по рассказам А.Платонова). 

В центре внимания спектакля – война, увиденная глазами ребенка. Актеры позволили зрителям увидеть, как, из каких предметов рождается звук, прямо на сцене постукивая деревяшками, переливая воду в жестяные сосуды, шурша соломой и скрипя по железу, имитируя тем самым топот копыт, шум дождя и то, как слышится боль.

Единственный в России целенаправленный «спектакль для родителей и тех, кто собирается ими стать». На Костромской сцене его поставил многократный лауреат высшей национальной театральной премии России «Золотая маска» Евгений Ибрагимов. Это спектакль «Бог войны».

                               Спектакль хозяев фестиваля – воркутинцев – «Алые паруса»

Репертуар фестиваля «В гостях у Мойдыся» давно вышел из исключительно детской тематики. Он адресован абсолютно всем – и детям, и подросткам, и взрослым, особенно родителям.

По материалам Веры Семеновны Морозовой, театрального критика, преподавателя, заслуженного работника культуры Российской Федерации, почетного деятеля искусств Республики Коми

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика