Дьяконов Николай Михайлович

Николай Михайлович Дьяконов (1911-1982) - член Союза писателей СССР, народный артист Коми АССР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Николай Михайлович Дьяконов родился в 1911 году в селе Усть-Вымь Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Усть-Вымского района Республики Коми), в многодетной крестьянской семье. Окончил начальную школу, был ямщиком на почтовой станции, работал лесорубом. С юности участвовал в художественной самодеятельности, заведовал сельским клубом.

                   Николай Дьяконов. 1929 год

Фото с сайта «Коми-зырянская традиционная культура» 

В 1931 г. приехал в Сыктывкар для учёбы на театральных курсах, был актером КИППТ-а. С 1932 по 1936 годы учился в коми студии при Ленинградском театральном училище. Затем работал актёром и режиссёром в Коми республиканском драматическом театре. Поставил более 70 спектаклей, сыграл множество ролей в спектаклях на коми и русском языках.

Начало драматургического творчества Дьяконова относится к концу 30-х годов. В этот период совместно с актёром и режиссером С. И. Ермолиным он написал пьесы «Джуджыд запань» («Глубокая запань», 1938 год), «Кырнышъяс» («Вороны», 1938 год), «Усть-Куломск?й восстание», «Домна Каликова» (1939 год), «Война лунъяс?» («В дни войны», 1944 год), «Мужество» (1944 год).

           Николай Дьяконов и Степан Ермолин

Фото из газеты «За новый Север» 17 ноября 1940 года

В 1937 году Управление по делам искусств командирует Дьяконова в село Объячево Прилузского района для организации колхозно-совхозного театра; в течение шести месяцев Н. М. Дьяконов был художественным руководителем этого театра.

                              Коллектив Объячевского колхозно-совхозного театра. 1938 год
                     В центре сидит Николай Дьяконов, первый художественный руководитель

Его самостоятельное творчество началось с пьесы «Герой» (1944 год), восславляющей Героя Советского Союза Н. Оплеснина. В 1943 году Н. М. Дьяконовым была организована при республиканском драмтеатре студия, в которой обучались актеры, позже получившие в Коми популярность – М. А. Красильников, Г. П. Лыткина, Л. Ф. Ильчуков, Э. А. Попов и другие.

      Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьяконова

В 1948 году драматург написал лирическую комедию «Свадьба», которая позднее получила название «Свадьба придан?й?н» («Свадьба с приданым», 1949 год). Переведена на русский язык А. Глебовым. В этот же год она была поставлена на сцене Коми республиканского драматического театра.

Затем вошла во всесоюзный репертуар, а в марте 1950 года её показывал Московский театр сатиры. Режиссёр спектакля Б. Равенских, исполнители ролей и автор пьесы были удостоены Государственной премии СССР.

                           Галина Лыткина и Николай Дьконов в пьесе «Свадьба с приданым»

В пьесе соединены жизнерадостный юмор, празднично-веселый дух и мечты «бесконфликтности»; особую роль играют шутливые лирические песни. Особенности поэтики пьесы обусловлены временем, это обеспечило ей шумный успех.

Как известно, в послевоенный период на развитие советской литературы оказала влияние «теория бесконфликтности». Она определила и своеобразие эстетики комического, которое тяготело к юмору, словесному комизму, комичности ситуаций и обстоятельств. В коми литературе наиболее ярко эти особенности воплотились в жанре комедии, которая в 50-е годы получила всесоюзное признание (Н. Дьяконов «Свадьба с приданым», 1949 год, В. Леканов «Сиктса рытъяс» (Сельские вечера, 1954 год), А. Ларев «Ль?м пу дорын аддзысьл?мъяс» (Свидания у черемухи, 1959 год).

Обстановка «бесконфликтности» способствовала появлению комедии особого типа, в которой народные традиции соединились с водевильными приемами. Юмористический пафос пьес органично сливался с лирической тональностью комедий. На авторов оказали влияние умонастроения послевоенных лет, когда в обществе доминировало оптимистически-радостное отношение к жизни. Ее поэтика была сформирована и определена временем: произведения воспринимались как подлинное искусство. В них нашли воплощение не только мажорные настроения советского общества послевоенных лет, но и свойственное советскому искусству некое светлое начало, что сродни мировидению утопического характера, связанного со стремлением изобразить жизнь такою, какой она должна быть.

В «Свадьбе с приданым» Н. Дьяконова причудливо соединились особенности подобного мировидения и своеобразие комического дара драматурга. Все это в сочетании с великолепной постановкой обеспечило ее успех.

      Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

Вот что пишет о постановке известный исследователь советской драматургии В. В. Фролов: «На рубеже пятидесятых годов прогремел спектакль «Свадьба с приданым» драматурга Н. Дьяконова, коми по национальности. Это был шлягер, срежиссированный Б. Ровенских примерно по образцу «Калиновой рощи» А. Корнейчука, но шлягер музыкальный, похожий на современный «мюзикл». После одноименного фильма-спектакля, скопировавшего театральный оригинал, буквально вся страна распевала песенки В. Доронина, В. Васильевой, Т. Пельтцер и Г. Кожанкиной – актеров, занятых в этом спектакле. Зрители не очень-то запоминали, что было основой конфликта и что заботило колхозников далекого Севера, песенная стихия увлекала зрительные залы и в кино, и в театрах».

Основой сюжета стала любовная коллизия, связавшая бригадиров соперничающих колхозов Ольгу и Максима. Их ссоры и примирения, комичные сцены недоразумений, ошибок, ревнивых предположений организуют конфликтное движение действия. Мотив любовных переживаний придает комедии лирический окрас. Любовную линию сюжета автор совмещает с так называемой производственной. К финалу пьесы колхозы получают богатые урожаи – Максим и Ольга играют свадьбу (благополучный финал – непременный атрибут пьес этого периода).

                                 Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

Пафос комедии – в юморе, безудержном смехе, царящим в пьесе. Особые грани деревенского быта вызывают теплую улыбку. Комичные ситуации и сцены выявляют смешное в характере героев. Деревенский весельчак и балагур Николай Курочкин, не расстающийся с гармонью, неизменно вызывает смех и шутки героев. Его частушки, шутливые лирические песни играют немаловажную роль в комедии.

В пьесе сильны традиции устного народного творчества. В основе произведения – сказочный сюжет о героях, любящих друг друга, преодолевающих различные препятствия на пути к свадебному пиршеству. Также от фольклора – манера героев объясняться с помощью частушек.

                                 Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

Комедия была поставлена во многих театрах страны и в ряде стран Восточной Европы, переведена на болгарский, венгерский, польский, румынский и другие языки. В 1953 году спектакль был экранизирован киностудией «Мосфильм».

      Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

Комедийный жанр драматург продолжил в пьесах «Куим багатыр» («Три богатыря», 1960), «Квартет Николая Курочкина» (1962), «Эжва дорса букет» («Букет с берегов Вычегды», 1966), «Нивушка-Нива» (1981).

Мастерство Н. Дьяконова как актера и режиссёра были направлены на развитие коми театрального искусства и национальной драматургии. Его лирические комедии создали самостоятельное жанрово-стилевое направление в коми комедиографии. В 1963 году переезжает жить в Эжву.

 

Н. М. Дьяконов - член Союза писателей СССР (1939), народный артист Коми АССР (1945), заслуженный артист РСФСР (1951), лауреат Государственной премии СССР (1951), награждён двумя орденами «Знак Почёта».

Скончался 21 ноября 1982 года, похоронен в городе Сыктывкаре.

      Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

В 1986 году, к 75-летнему юбилею Н. М. Дьконова, его имя было присвоено Усть-Вымской библиотеке. 23 июня 1989 года в Эжвинском районе города Сыктывкара был открыт литературно-театральный музей имени Н. М. Дьяконова.

В честь 100-летия со дня рождения Николая Дьяконова 11 августа 2011 года на доме по адресу ул. Менделеева, 13 установлена мемориальная доска. Николай Дьяконов прожил здесь 18 лет.

24 августа 2012 года в селе Объячево Прилузского района открыли памятную доску на здании Прилузского лесничества. В этом доме Н. М. Дьяконов проживал во время командировки в Объячево осенью 1948 года. Писатель оказывал помощь местному народному театру в постановке спектакля украинского драматурга Иван Франко «Украденное счастье». Известно, что в этом доме Н. М. Дьяконов написал свою знаменитую пьесу «Свадьба с приданым», за которую получил Сталинскую премию.

.

Источники: 

Призвание - театр : [биографии актёров, деятелей сценического искусства, история коми национального драматического театра / ред.: Н. В. Костина, В. С. Морозова ; сост. и гл. ред.: старш. науч. сотруд. лит.-театр. музея им. Н. М. Дьяконова - М. А. Удоратина]. - Сыктывкар, 2010. - 88 с. : ил.

О Дьяконове на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми

О Дьяконове на сайте «Коми-зырянская традиционная культура»

                                   Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

      Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

      Фото Литературно-театрального музея им. Н. М. Дьконова

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика