Коханчук Ольга Васильевна

Ольга Васильевна Коханчук (1942 г. р.) - первая профессиональная в истории коми театра балерина, педагог, заслуженная артистка Коми АССР, народная артистка Коми АССР, заслуженная артистка РСФСР.

Родилась в г. Константиновка Донецкой области, Украинская ССР.

Немногие знают, что с самого детства будущей балерине было противопоказано активное движение из-за серьезного заболевания – врождённого порока сердца. Но это не мешало ей мечтать о танцах и балете: маленькая Оля даже пыталась сшить себе балетные туфельки из газет.

Переехав с семьей в Сыктывкар, она поступает, точнее Ольгу отправляют, в музыкальную школу, чтобы научиться игре на фортепиано и скрипке. Она училась старательно, но без особого желания, и без разрешения бабушек сама пошла во Дворец пионеров (ныне – Дворец творчества детей и учащейся молодежи г. Сыктывкара) в танцевальную студию Н. А. Генчель.

В 1955 году происходит судьбоносный случай в жизни Ольги Коханчук: за хорошую учёбу и активную общественную работу ее отправили в лагерь «Артек», где был танцевальный кружок под руководством балерины Большого театра И. А. Добель. Она пригласила Ольгу заниматься, когда заметила, как девочка внимательно наблюдает за занятиями, но боится войти в класс.

И. Добель поставила для нее хореографический номер на музыку Анатолия Новикова к песне «Смуглянка», а после окончания смены сказала: «Тебе надо серьёзно заниматься!». И вопреки желанию родных 12-летняя девочка в 1955 году одна отправилась поступать в Пермское хореографическое училище (класс Н. Д. Сильванович), которое окончила в 1961 году, сразу поступила в труппу Коми музыкально-драматического театра. Хотя еще в год открытия, в 1958 году, во время каникул она уже работала в театре.

Первой большой партией Ольги Коханчук стала Райда в балете Якова Перепелицы «Яг-Морт» (хореография Георгия Ваховского), бессменной исполнительницей которой она была до 1977 года.

                                                                    1961 год

«Ее Райда, смелая и нежная девушка-северянка, была таким безусловным успехом, а все остальные молодые участники проявили такой энтузиазм, такое неукротимое желание учиться, что вопрос, на кого делать ставку в будущем сезоне, решился сам собой» (Журнал «Смена», № 905, февраль, 1965 год).

                                                          1961 год

В 1962 году балетная труппа театра представила этот балет на сцене Кремлевского дворца съездов в рамках декады Коми АССР в Москве. Ольга Коханчук выходила на сцену пять вечеров подряд, а зрители принимали балет с восторгом. Помимо балетов она была занята в танцах и балетных сценах более чем в 40 операх и опереттах. Образы, созданные Коханчук, всегда были своеобразными и свидетельствовали о широком артистическом диапазоне балерины.

                                                                              1961 год

Однако ее деятельность не ограничивалась сценой: артистка активно встречалась со зрителями в рамках творческих встреч по всей Коми АССР, а также консультировала молодых артистов театра и творческих коллективов республики.

В 1981 году, уйдя со сцены, Ольга Коханчук не покинула стены театра: она стала педагогом-репетитором балета. Её талант и трудолюбие оценил народный артист СССР Вячеслав Гордеев, который одно время танцевал в Сыктывкаре. В 1985 году Вячеслав Михайлович пригласил Ольгу Васильевну в труппу театра «Русский балет» на должность педагога-репетитора.

.

Источник:

Сайт Театра оперы и балета 

.

1961 год. Дуэт Райды (Ольга Коханчук)  и Тугана

Фото Государственного театра оперы и балета РК

.

Интересные сведения об Ольге Коханчук и о балете "Яг-морт" в статье: Танцующий леший // АиФ Коми. 2011. Вып. 13 (637). 31 марта.

Интервью с Ольгой Коханчук 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика