Галина Питиримовна Лыткина (1928-2014) – народная артистка Коми АССР, заслуженная артистка РСФСР.
Родилась 20 февраля 1928 года в с. Усть-Вымь Усть-Вымского района Коми АССР.
С детства очень хотела стать артисткой, но в 16 лет стала учительницей – окончила педучилище, которое тогда находилось в Усть-Выми.
Работать Галину отправили в Корткеросский район. Добравшись на пароходе до Сыктывкара, она случайно увидела объявление о наборе в театральную студию. Забыв обо всем на свете, девушка пошла в театр, и без всякой специальной подготовки, имея лишь исключительные способности, сдала вступительные экзамены.
Ее учителями в студии были настоящие мастера коми сцены: Н. М. Дьяконов (руководитель студии), С. И. Ермолин, русские актеры Н. Н. Шамраев, Н. М. Колокольников. Но ее кумиром на коми сцене была Анна Степановна Русина – ее землячка, одна из ведущих актрис театра.
Студенческий спектакль «Коварство и любовь»
И. Аврамов (Фердинанд), С. Ермолин (Миллер), А. Русина (Луиза)
Студенческий спектакль «Коварство и любовь»
С. Ермолин (Миллер), А. Русина (Луиза)
С того момента, когда Г. Лыткина впервые вышла на профессиональную сцену, и до того дня, когда она сыграла свою последнюю роль, прошло более полувека, а в ее личном деле так и осталась одна единственная запись: «Зачислена в штат театра. Февраль, 1947 год».
В эти несколько слов вошла вся ее жизнь – жизнь выдающейся коми актрисы, любимой народом. Вся жизнь и творчество Г. П. Лыткиной неразрывно связаны с родной землей, ее народом.
Глубокое знание народной жизни помогло актрисе создать целую галерею женских образов в национальных спектаклях: Поля в «Квартете Николая Курочкина» Н. Дьяконова, Груша в «Сельских вечерах» В. Леканова, Нюрка в «Свиданиях у черемухи» А. Ларева, Елена в спектакле «Кыськ? тай эм?сь» Г. Юшкова, Анисья в «Празднике души» П. Шахова, Помаида (Г. Юшков. «Коми бал»).
Ее героини не придуманы, они взяты из реальной жизни - простые женщины из обычных деревень.
Галина Лыткина в спектакле «Свои люди - сочтемся»
Столь же впечатляющими были роли в русской и зарубежной классике, в современной драматургии – будь то Бальзаминова или Атуева в пьесах А. Островского и А. Сухово-Кобылина, незабываемая Валька в «Иркутской истории» А. Арбузова, Мирониха в драме В. Распутина «Последний срок» или Бабушка в комедии Ж. Ануя «Генералы в юбках», Марья в «Иване и Мадонне» А. Кудрявцева или Настя в «Третьей патетической» Н. Погодина, Валя в «Кадрили» В. Гуркина или Баба Паша в «Шутках в глухомани» И. Муренко.
В любую роль она вносила свою, «лыткинскую» лукавинку и «лыткинское» же солнечное восприятие действительности. Характерная актриса, она не боялась со сцены выглядеть смешной, некрасивой, неловкой.
.
Источник: