Театр в лицах

Желаю, чтобы театральное искусство столь же было почтенно, сколь оно благородно и трудно.
                                                                                                                                 Ф. Вольтер
.

Актёр – владыка сцены

Ещё К. С. Станиславский сказал, что «театр начинается с вешалки». То есть, для общего впечатления важны и атмосфера самого здания, и люди, встречающие и провожающие зрителей, а ещё – те, кто создал всё для того, чтобы сценическое творение ожило, заиграло необходимым светом, звуком, красками.

Сотни профессионалов могут создавать спектакль – тем не менее, вершина этой не всегда видимой зрителям работы – актёр. Тот, который доносит замысел постановщиков, тот, который дарит неповторимые эмоции. Именно артист становится кумиром для публики.

Ольга Коханчук (род. в 1942 году) 

          Ольга Коханчук и И. Кочетков в балете «Дон Кихот»

Ольга Коханчук - первая профессиональная балерина из Коми.

В 12 лет самостоятельно добирается из Сыктывкара в Пермь - чтобы научиться танцевать. В 1961 году по окончанию хореографического училища направляется в Коми музыкальный театр.

Первой большой партией для неё стала Райда в балете Я. Перепелицы «Яг-Морт» - смелая и нежная северянка. Далее были ведущие партии в самых известных классических и национальных балетах, и прекрасный дуэт на сцене и в жизни с Игорем Кочетковым: первая Жизель, первая Одетта-Одиллия, Китри, Эсмеральда, Барышня и другие.

Образы, созданные О. Коханчук, свидетельствовали о широком артистическом диапазоне балерины. В 1981 году, уйдя со сцены, стала педагогом-репетитором. А в 1985 году была приглашена Вячеславом Гордеевым в качестве педагога в театр «Русский балет» (Москва), где и служит до сих пор.

Вячеслав Азовцев (1937- 1992)

В 1960-е годы - солист Республиканского музыкального театра Коми АССР. Позже - солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Театральные работы: консул Шарплес ("Чио-Чио-Сан"), Аверин ("Севастопольский вальс"), Генрих («Летучая мышь»), Хиггинс («Моя прекрасная леди»), Валентин («Фауст»), Эскамильо («Кармен»), Евгений Онегин и другие.

Он был красив, статен, неотразим во «фрачных ролях», обладал приятного тембра баритоном, имел актёрское дарование, - словом, был кумиром многих из числа зрителей.

Эдуард Шмеркович  (1930 -1981)

Бюст Э. Шмерковича работы В. Мамченко

Заслуженный артист РСФСР. Бас. Создал более 70 ролей на коми сцене: Мефистофель, Бонза - дядя Чио-Чио-сан, Франк-директор тюрьмы в «Летучей мыши».

Вершиной его творчества стала партия Мельника в опере «Русалка» на музыку Даргомыжского. В сочетании вокального мастерства и артистизма эта роль, исполненная подлинного трагизма, производила огромное впечатление. Басы в театре всегда были в дефиците – работали недолго, - но Эдуард Шмеркович   преданно служил в нём более 30 лет. 

Глафира Сидорова (род. в 1922 году) – в роли Настасьи Филипповны

                  Художник Жилин Николай Лукьянович

Сцена из спектакля с Иваном Аврамовым: играют два Народных артиста Советского союза.

Ленинградский режиссер Анатолий Головин считал Г. Сидорову не только выдающейся артисткой с мощным социальным темпераментом и глубокой душой («коми Мордюкова» - так он выразился), но и человеком, преданным искусству театра целиком, что называется «с потрохами». Она воспринимает свою профессию, как важнейшую миссию, как жизненное предназначение. 

    Иван Аврамов (1915-1985)

Поэт В. Кушманов о нём говорил: «Красивый, интеллигентный, тонкий, с изящными манерами. Откуда это всё в нем было, родившемся в коми деревеньке Слобода? Природа иногда поступает так. Вдруг в одном человеке собирается все, что копилось десятилетиями в целом народе. Иван Иванович Аврамов был ярчайшим представителем глубокой, первородной, народной культуры».

                              Галина Лыткина (1928–2014)

              В спектакле с Максимом Даниловым (1927-2009)

Ее сценические создания удивительно похожи на саму актрису. Она всегда играла душевно щедрых людей и даже в отрицательных ролях вызывала к себе симпатию.

На самом деле актриса не просто «играла себя» — она представляла зрителям очень сложный и точный по составу сплав простодушия и мудрости, ласковой строгости и безыскусного юмора, такой сплав, которого без природного таланта, хорошей выучки, без большого труда добиться невозможно.

Всему этому учил ее любимый мастер, педагог коми студии при драмтеатре, знаменитый Николай Дьяконов, пробудивший природные возможности ученицы. Именно с нее, говорят, он списал роль Любки Бубенчиковой в «Свадьбе с приданым». Она же стала и первой исполнительницей этой роли.

Людмила Оборина (1950-2009)

Заслуженная артистка РСФСР. В актёрской судьбе – роли в диапазоне от простых деревенских женщин до императриц: Анисья («Власть тьмы»), Васса Железнова, продавщица Вера («Гнездо глухаря»), колхозница Лида («Кадриль») … А ещё – Федра, королева Елизавета («Ричард III»), Екатерина II («Царская охота»). Восхищала в комедиях.

Её Сваха в сценарии по пьесам Островского, - осознавая себя вершительницей Судеб, хозяйкой предприятия огромной важности, -  была   лёгкой на подъём, замечательно жизнелюбивой особой, которая знала толк в развлечениях, в выпивке и в закусках – и при этом почти шутя, лихо, устраивала брачные союзы. И неподражаема была в ролях женщин страстных, сильных, подчас яростных в поступках и словах – таких, как её Хозяйка Похъёлы - страны мрака и холода («Калевала»).

Александр Трибельгорн (1948-2013)

                                                С О. Носковой в спектакле «Стакан воды»

                     В роли Виктора Савина. Спектакль «Югыд кодзув» (Звезда неугасимая)

Народный артист России. Родом из Жешарта. Учился в ГИТИСе. В труппе театра с 1969 года.

Сыгранные роли: лорд Уиндермир, Муров – «Без вины виноватые», Цезарь – «Игра теней», Баптиста – «Укрощение строптивой», доктор Астров, Призрак отца Гамлета и многие другие.

Интеллигентный, благородный, сдержанный, с голосом, способным передавать все оттенки чувств, – так характеризуют этого артиста. В зрелом возрасте специально освоил литературный коми язык, чтобы играть в национальном репертуаре. А ещё: «очень честный, принципиальный и гордый. Не просил ни ролей, ни званий, ничего».

В Коми ежегодно с 2014 г. проводится Республиканский конкурс актерской песни памяти Александра Трибельгорна.

 

  Ива Шварцберг (1937-2000)

                        Сцена из спектакля «Мораль пани Дульской». В центре – И. Шварцберг

Посвятила сцене Воркутинского театра более 30 лет.

Родилась в Ярославле. В 1960 году окончила театральную студию при Ярославском театре им Ф. Г. Волкова. За годы работы с 1965 г. стала ведущей актрисой, сыграла множество незабываемых ролей. Поклонники до сих пор называют спектакли, в которых она играла острохарактерные, яркие, сочные (при этом убедительные!) роли: «Тартюф», "Деревья умирают стоя", "Странная миссис Сэвидж", "Бешеные деньги", "Семейные игры" (по пьесе Н. Птушкиной "Пока она умирала") и другие.

Постановки с её участием всегда были заметным культурным событием города. Награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 2011 г. театром была установлена премия им. Заслуженной артистки РФ, Народной артистки РК Ивы Владимировны Шварцберг - она вручается за лучшую актерскую работу в завершившемся сезоне.


         Игорь Ковалёв (1960-2016). Заслуженный работник РК

Выпускник Таджикского государственного института искусств, с 1987 года - в Воркуте. Режиссуре учился у Льва Додина (Санкт-Петербург).

В театре сыграл более 150 ролей – от романтически-возвышенных персонажей до острохарактерных образов, отмеченных при яркой комической форме подробнейшей разработкой, психологической достоверностью. Как в человеке в нём сочетались образованность, воспитанность, утонченность творческой натуры.

С 2012 года занимал пост директора Государственного театра кукол Республики Коми. За этот период под его руководством состоялись спектакли, которые можно считать нетипичными для театра кукол – «Алые паруса» по А. Грину, «Жемчужина Кохару» по мотивам японских легенд и сказаний, «Маленькая ночная серенада» на музыку Моцарта. Игорь Ковалев мечтал о полномасштабных кукольных спектаклях для взрослых.

              С Н. Аникиным в спектакле «Звёздный час»

                                      С Д. Максименко в спектакле «Звёздный час»

.

«Драматург – живописец человеческого сердца»

Это выражение П. Бомарше, который не понаслышке знал о труде писателя для сцены.

С конца 19 в. в России театр «режиссёрский». Такая же ситуация складывается и во многих других странах. А в США, Великобритании, Дании ключевая фигура – драматург: люди приходят в театр именно на новую историю от понравившегося автора.

Такая тенденция начала проявляться и в России - с начала 21 в. Всё-таки, в основе постановки – литература. И автор этой основы – драматург. Создатели национального театра понимали, что без своей драматургии не может быть и коми театра. Родоначальниками коми драматургии были В. А. Савин, М. Лебедев, Н. Попов, В. Чисталев и др. Сегодня для театра пишут такие авторы, как А. Суворов, С. Журавлев, Н. Щукин, В. Леканова, Н. Обрезкова и другие.

                            Геннадий Юшков (1932-2009)

Первую свою пьесу, комедию "Макар Васька - сиктса зон" (В русском переводе – «Озорник») молодой литератор написал сразу по окончанию Литинстиута. Она сразу же и была взята И. Аврамовым для постановки. Вместе они, что называется, довели её до требуемой для сцены кондиции.

А далее, в разные годы коми театр по его пьесам поставил спектакли "Кодi сэки ловй?н колис" (Кто тогда остался жив), "Кыськ? тай эм?сь" (Бывают же такие), "Ен ныв" «Дочь бога», "Коми бал" и др. Г. Юшков известен как драматург для взрослых и детей, поднимающий нравственные, этические проблемы.


Алексей Попов (род. в 1950 году)

Спектакли по его пьесам были поставлены на сцене Театра им. В. Савина, идут на сцене Национального музыкально-драматического театра, в других театрах России, а также в Болгарии и Франции. Написал около 30 произведений для сцены: «Мыйсяма йӧз» (Что за люди), «Чудь мыльк» (Чудской курган), «Туналӧм ордым» (Заколдованная тропа), «Гӧтрась, пиӧ, гӧтрась» (Женись, сынок, женись), «Морг» и другие.

Это пьесы о человеческих отношениях, с неожиданным развитием событий, трогательные или забавные, жизнерадостные или грустные. Главное - что они добрые по отношению к людям. Народный писатель РК. Отмечен медалью В. С. Розова «За вклад в отечественную культуру» (2005).

                     Любовь Терентьева (род. в 1959 году)

Спектакли по её пьесам прошли в театрах десятка городов России.

В 1993 году в Сыктывкаре была опубликована первая драма «Святочная история» (сборник «Пьесы»). В 1995 году впервые по российскому радио прозвучал спектакль по её пьесе «Гуманитарный класс».

Пьесы её подтверждают наблюдение, что на долю искренних, открытых людей выпадает в нашем обществе нелёгкая судьба. В 1998 – лауреат Государственной премии РК. В 2002 году со спектаклем «Эдит» Государственный Академический театр драмы имени В. Савина представлял Республику Коми в Москве в Доме актера. Спектакль горячо принял столичный зритель, он был отмечен в центральной прессе. В 2006 и 2008 годах её пьесы «Вселенная в тапочках» и "Верю не верю" стали дипломантами Всероссийского конкурса "Драматургия добра".

.

«Я должен быть п?нят - сегодня, сейчас, здесь»

Многие деятели искусства подписались бы под эмоциональной репликой известнейшего режиссёра из Ленинградского БДТ Г. А. Товстоногова, из которой можно сделать вывод, что, во-первых, театроведение и театральная критика необходимы, а во-вторых, что критики обязаны глубоко, на уровне исследования относиться к работе творца, а не судить о ней с наскоку и безапелляционно.

Вера Латышева (род. в 1933 году)

Родом из Объячево. Доктор филологии, искусствовед, исследователь драматургии. Закончила в 1956 г. филфак МГУ, далее - аспирантуру при Институте мировой литературы в Москве.

Тема кандидатской диссертации?- «Пути развития драматургии коми». Защитилась в 1967 г. в ЛГИТМиК. Эта работа стала первым обобщающим трудом по коми драматургии, раскрывающим важнейшие тенденции формирования и развития национальной драматургии. Её перу сейчас принадлежат более 400 научных исследований.

Молодым?ученым-филологам Вера Алексеевна советует помнить, что их главная задача заключается в том, чтобы доказать неповторимость личности писателя: «Это тяжелый труд - и такой же творческий, как и само писательство».

Дина Козлова (род в 1951 году)

Научный сотрудник Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН.

По материалам её исследований опубликованы 74 научные работы и монография «История театральной и музыкальной культуры республики Коми. ХХ век» (2007). Это взгляд учёного на путь движения искусства Коми от самодеятельного до профессионального с накоплением собственных традиций. Важным достоинством монографии является систематизация обширного материала по определённым историческим эпохам, пережитым страной в целом и Республикой Коми.

На сегодня книга Д. Т. Козловой – компактный учебник с ценнейшими сведениями по истории развития искусства театра РК, с наличием большого количества фотоиллюстраций и документов, в т. ч. недоступных широкому кругу читателей.

                            Михаил Герцман (род. в 1945 году)

Михаил Львович родился в Перми. После распределения по окончанию Ленинградской консерватории остался в Сыктывкаре. Композитор: автор симфоний, фортепианных концертов, пьес для струнных инструментов, сонат, хоровых и песенных произведений, музыки к драматическим спектаклям. Кроме того, - прозаик и влиятельнейший автор многочисленных проблемных публикаций, критических статей и рецензий в области музыкального и театрального искусства РК.

.

«Не слова я хочу унести из театра, а впечатления»

Высказывание Д. Дидро как нельзя лучше передают желания зрителя. Но из чего же складываются зрительские впечатления? Естественно, в первую очередь из спектакля – музыкального, балетного, драматического –– тем более, если художник создаёт эксклюзивный художественный образ постановки.

Юрий Самодуров (род. В 1964 году). Главный художник Театра оперы и балета РК

Художник – опытный и талантливый мастер, возвел в центре сцены (опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана») мощный двухуровневый станок, трансформируемый в каждой картине то в кабачок, то в мастерскую изобретателя, то в крутящуюся витрину, то в дом советника. Быстрая смена места действия придает особую динамику спектаклю, мизансцены происходят на разной высоте и в разных местах сценического пространства.

В родном театре осуществил более 40 постановок в качестве художника-постановщика. Люди и куклы, любовь и мистика - перед зрителями развертывается таинственный мир, наполненный необыкновенными персонажами…

Как художник-постановщик принял участие в международных гастрольных проектах театра. Его спектаклям рукоплескали в Великобритании, Германии, Финляндии, Испании, Швейцарии.

Игорь Баженов (1938 - 2018). Заслуженный художник Российской Федерации

Работал в трех театрах региона в Сыктывкаре. Несомненным творческим успехом Игорь Валериановича является художественное оформление спектакля "Но-о, биа бордаяс" (Ну-у, залетные!). Это блестящая работа, которая открывает зрителям одну из самых искренних и трагических страниц произведения И. Торопова.

Эрих Вильсон (род. в 1967 году). Главный художник Театра им. В. Савина

                     Заслуженный работник культуры РК

В «Женитьбе» Гоголя («Г?трасян» в переводе на коми язык Ивана Торопова). Эрих придумал такую фишку, в лубочном варианте: невеста живет в тульском самоваре, а женихи, которые к ней сватаются, приезжают в подстаканниках. А сам Подколесин – на блюдечке с голубой каемочкой.

Для «Эшелона» пришла идея «воздушного» вагона, чтобы он двигался, поднимался, складывался. Чтобы у зрителя рождалось ощущение незащищенности этих пассажиров. Остов вагона как метафора хрупкости человеческого бытия.

.

Зрители. Фото Дмитрия Напалкова

По материалам Веры Семеновны Морозовой, театрального критика, преподавателя, заслуженного работника культуры Российской Федерации, почетного деятеля искусств Республики Коми

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика