В Сыктывдинском районе сохранилось 15 памятников архитектуры. Среди них 5 каменных церквей и 8 деревянных часовен. Церковное строительство в районе насчитывает более чем шестивековую историю.
С начала XIX века каменные церкви строятся во многих селах. Они получают в основном стилевые особенности архитектуры этого времени, русского классицизма.
Ыбская Вознесенская церковь, входящая в группу купольных церквей, строилась в 1825—1835 годах, переделывалась в 1851 году. Вся церковь является примером позднего провинциального классицизма. Сохранились трапезная, храм и алтарь. Трапезная одноэтажная, храм — двухсветный, кубический с ротондой, покрытой куполом, алтарная аспида полукруглая. В наши дни достроена колокольня. В иконостасе — иконы станковой живописи. В настоящее время церковь используется по назначению.
К кругу характерных церквей первой трети XIX века относится Богоявленская церковь в селе Зеленец, строившаяся в 1830—1833 годах по проекту, составленному в 1827 году Иваном Фохтом. Церковь одноэтажная. Храм покрыт куполом на цилиндрической части. Второй и третий ярусы колокольни цилиндрической формы с арочными проемами. Колокольня увенчивалась высоким шпилем.
В селе Часово в 1824 году была построена Спасская церковь. Ее размеры значительно скромнее. Часовская Спасская церковь, как и Вотчинская Богорская, была построена «по грамоте» епископа Oнисифора главным губернским архитектором Фохтом.
Сохранились здания бывших каменных церквей в Слудке, построенные в 1894 году, Михайло-Архангельская — в Шошке, построенная в1836 году.
На территории района имеются и деревянные часовни. Деревянное зодчество — народное, созданное трудом и гением крестьян и посадского люда. Деревянные часовни состоят из помещений храма и трапезной, часто с колокольней. Они срублены из бревен, перекрыты деревянными сводами, покрыты чаще всего железом. Некоторые из них отражают лучшие традиции народного зодчества.
На одном из холмов села Ыб стоит Стефановская часовня. Она перенасыщена деталями псевдорусского стиля: обильная декоративная резьба вдоль карнизов, пышные обрамления тесно сдвинутых окон, резные столбы у входа выполнены в псевдонародном духе, невысокий шатер над храмовой частью, покрытый крупным лемехом.
Строительство этой часовни связывается с легендой. Когда Стефан посетил эту деревню (в действительности Стефан Пермский в этих краях не был), жители встретили его враждебно. За это Стефан наложил заклятие на деревню: все мужчины в ней будут умирать рано, в цветущем возрасте. Чтобы задобрить мстительного святого, жители деревни поставили эту часовню, Стефановскую.
В Ыбе, кроме Стефановской, есть еще три часовни в деревнях Каргорт, Березник, Волокул. Имеются часовни в деревнях Граддор Шошкинского сельсовета, Сейты Озельского сельсовета, Тупицыно Палевицкого сельсовета, Койтыбож Зеленецкого сельсовета. Имена авторов неизвестны. Ведь все это строили простые мужики.
Серафимовский женский монастырь села Ыб основали в 1997 году. Вокруг монастыря расположены 14 святых источников, обладающих целебной силой. В нескольких источниках сооружены купальни. Даже во всей России мало подобных уникальных мест, молиться сюда приезжают паломники из разных городов России.
Ыб – это поселение в Сыктывдинском районе, тянущееся на
Земское начальное училище
(с. Выльгорт)
Здание построено в 1913 году на средства Усть-Сысольского земства по проекту архитектора Александра Викентьевича Холопова. Работы осуществлялись местными мастерами под общим руководством директора начального училища Н. Старовского. После реставрации сооружения, осуществлявшегося в середине 1990-х гг., здание передано под районный краеведческий музей.
Источники: agiks.ru
Сыктывдинскому району 60 лет. 1929-1989. [буклет]. - Сыктывкар, 1988.