Доктор технических наук, главный научный сотрудник ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского", профессор факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института.
Родился 5 июня 1941 года в г. Ухте Коми АССР. По окончании в 1958 году средней школы № 1 учился в Ухтинском горно-нефтяном техникуме. Трудовую деятельность начал в марте 1961 года в Вышкомонтажной конторе треста «Печорнефтегазразведка» верхолазом в монтажной бригаде (Каджером). Затем был переведен в Опытную радиолокационную партию инженером-оператором, где занимался исследованием возможности выявления залежей полезных ископаемых радиолокационным способом в районах нефтешахт Яреги и Асфальтитового рудника. С октября 1961 года по октябрь 1964 года проходил срочную военную службу в пограничных войсках.
В 1965 году стал студентом Московского физико-технического института (МФТИ), обучался на факультете аэромеханики и летательной техники по специальности «Прочность летательных аппаратов». В 1969-1971 годах формировал в МФТИ студенческие строительные отряды численностью до 150 студентов и вывозил их в качестве командира ССО на стройки Республики Коми: в Ухту, Сыктывкар, Микунь, на объекты газопровода «Сияние Севера», Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, Ухтинской ТЭЦ-2, СМП и др.
В 1971 году, получив диплом инженера-физика-исследователя, начал работать в НИО-3 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1979 году получил первую научную степень, начал преподавательскую деятельность в МФТИ. Внес значительный вклад в создание методики и математического обеспечения проектирования рациональных по критериям прочности авиационных конструкций. Принял участие в проектировании самолетов Ту-144, ВКС «Буран», Су-27, Су-37, М-17, А-380. Инициатор и активный участник исследований по проектам перспективных авиаконструкций нетрадиционного вида.
В 1984-1993 годах был членом Верховного Суда России по техническим катастрофам и закрытым процессам.
С 2005 года ведущий участник сертификации и статических испытаний легких самолетов, в том числе: «ТурбоФинист СМ92-Т», «Аккорд-201», СМ-92Т. Эксперт Авиарегистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК).
В 2006 году защитил докторскую диссертацию на тему «Оптимизация конструкций самолетов нетрадиционного облика по прочностным критериям». В 2007 году утвержден Ученым советом МФТИ профессором кафедры прикладной механики факультета аэромеханики и летательной техники. Участник многих международных и российских конференций. В научных исследованиях активно взаимодействует с Ухтинским государственным техническим университетом.
В 2010 году назначен на должность Главного научного сотрудника НИО-3 ФГУП «ЦАГИ».
Автор монографии «Конструкции самолетов замкнутой и изменяемой схем» (2006) и более 80 научных публикаций и изобретений, а также нескольких исторических статей об авиаторах и ухтинцах.
Награжден отраслевыми почетными наградами, в том числе знаками «Отличный пограничник», «Победитель соцсоревнования. 1974 год», Грамотой ЦК ВЛКСМ, Почетной грамотой ЦАГИ (2016) и другими.
.
Семёнов В. Н. Холодное небо : авиация в освоении российского Севера и Арктики / В. Н. Семёнов. - Санкт-Петербург : ААНИИ, 2016. - 415 с., [8] л. ил., портр., факс., цв. ил. ; 26 см. - (Полярная библиотека).
Текст автографа: В дар Национальной библиотеке Республики Коми от автора. 29.04.2016. В. Семенов.