Свободомыслящий батя.
_______
Вдовый священник села Додзь Фадей Смирнов отличается замечательным свободомыслием: держит у себя на положении попадьи крестьянскую девицу Пелагею, имеющую от него уже третью беременность, не верит что блуд наказуется Богом и, кроме прочего, до такой степени любит играть в карты, что однажды три дня и три ночи дулся в двадцать одно с прохожим коновалом.
(Из рассказов прихожан.)
Отец Фадей пил утренний чай.
Девица Пелагея, исполняющая должность попадьи, сидела за самоваром и то и дело наполняла пустеющий стакан бати.
– Знаешь что, Палаша, – сказал ей отец Фадей: – мне очень нравится одно изречение в церковных книгах…
– Какое? – спросила Пелагея.
– А вот, когда венчают жениха и невесту, то читают им, что у них отныне плоть едина.
– Я что-то не понимаю, батя. Ты бы об‘яснил попроще.
– Изволь, – согласился отец Фадей и в самых популярных выражениях об‘яснил Пелагие смысл непонятного ей священного изречения.
– Поняла, батя, поняла! – обрадовалась Пелагея. – Ты уж мне раньше это об‘яснял… только еще проще и понятнее…
– Методы об‘яснений бывают разные, но наглядный метод самый лучший и достигающий цели, – глубокомысленно заметил отец Фадей. – Вообще, я враг теории и сторонник практики…
– Что это такое: теория и практика? – заинтересовалась Пелагея. – Если это бабы, то я им все глаза выцарапаю!
– Дурочка! – мягко засмеялся отец Фадей. – Это совсем не бабы, хотя они и женского рода. Теория – это значит вот что… ну, например, когда я ожидаю смерти какого-нибудь старика и рассчитываю получить за похороны три пуда хлеба, но старик долго не умирает, то это выходит теория. Когда же, наконец, старик умирает и три пуда хлеба попадают в мои руки, то это уже получается практика. А бабы… Что такое бабы? Зачем они мне? Я и тобой премного доволен!
– Я тоже довольна тобою, батя! – сказала Пелагея и погладила рукою свой выпуклый живот, затем поднялась с места и ушла на кухню, чтобы заняться приготовлением обеда.
– Славная девица… только опять потолстела немножко! – Ну, да на это наплевать! Я свободомыслящий поп! Я никаких канонов не признаю! Я сторонник церковного обновления! А что касается греховности блуда и прочей чепухи, то это святые отцы выдумали, которые, вероятно, никогда красивой девушки не видали!..
Из книги: Савин В. А. Райын : (куим торъя теш) - Сыктывдiнкар : Коми нига лэдзанiн, 1922.
Он засунул руку в карман и нащупал там колоду карт, с которою он никогда не расставался. Мысли его приняли другое направление. Ему захотелось сразиться в двадцать одно, чем он занимался даже во время хождения с крестом по селу. Недолго думая, он оделся и вышел на улицу. Чтобы подыскать себе подходящего партнера.
Навстречу ему попался коновал, которого он сначала благословил, а затем предложил поиграть в карты.
– Можно, можно, – ответил коновал. – Только смотри батя, как бы я не охолостил тебя, как жеребцов охолащиваю! Ведь ты той же породы!
– Сам берегись, чтоб я не снял с тебя последнюю рубашку! – предупредил отец Фадей. – Ведь мы по этой части тоже не даем маху!
Они зашли на квартиру коновала, где и началась у них игра в двадцать одно, длившаяся три дня и три ночи.
Коновал был умелый игрок и отличался способностью вытаскивать из колоды карт туза к имеющейся у него десятке, но отец Фадей не уступал ему в этом отношении, благодаря чему в течение двух суток они никак не могли обыграть друг друга.
На третьи сутки счастье повернулось лицом к отцу Фадею. Он начал срывать банк за банком, а коновал только кряхтел и отдувался, вываливая на стол кучи проигранных денег.
Кончился этот поединок тем, что коновал ,,просадил‘‘ не только деньги, но и кое-какие принадлежности своей одежды, после чего признал себя побежденным и обратился в постыдное бегство.
Некоторые из граждан уверяют, что отец Фадей во время игры, не выпуская из руки карт, окрестил новорожденного младенца, но было-ли так в действительности, об этом точных сведений не имеется.
Из журнала «Ордым». 1926 год. № 3
После издания Советской властью декрета об отделении церкви от государства, все духовенство восстало против этой власти. Это и следовало ожидать, потому что духовенство лишалось государственной поддержки, лишалось и своего ,,благоденственного и мирного жития‘‘; монастырские и церковные земли отбирались и передавались в пользование тому, кто на них трудится – трудовому крестьянству.
Буль.
Коновал — ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях
.
Свободомыслящий батя / Буль // Югыд туй. - 1922. - 26 нояб.
Свободомыслящий батя / Буль // Югыд туй. – 1922. – 26 нояб. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426857/42 (дата обращения: 10.07.2023).