Теги позиции, похожие позиции
Личность:ЖурналистыДраматурги
Тематика:История
 
Советы в Большеземельской тундре / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 24 янв.
 
«Смотри и не подражай!» / Виктор Савин // Зырянская жизнь. – 1918. – 13 дек. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000425187/11 (дата обращения: 11.07.2023).
 
На панов! Проводы Красных Добровольцев / Ньобdiнса Вiттор // Зырянская жизнь. –  1920. – 18 мая.
 
Как идет работа, где результаты? / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 15 сент.
 
Открытое письмо В. А. Молодцову («Сандрö Васьö») / В. Савин // Удж. – 1921. – 26 янв.
 
О наших волостных корреспондентах / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 22 янв.

 
Савин В. А. Пыр кутас петны: (нӧшта коми газет йылысь.) / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1923. – Ноябр 28 лун. – Пер. загл.: Всегда будет издаваться: еже раз о коми газете.
 
Гижӧй коми газетӧ / Нёбдінса Виттор // Югыд туй. – 1924. – 24 февр. – Пер. загл.: Пишите в коми газету.
 
Ответ т. Потапову / В. Савин // Югыд туй. – 1924. – 31 янв.

Пир во время чумы

Пир во время чумы

(с. Пажга, Устьсысольск. района).

Недавно один товарищ прислал в редакцию нашей газеты письмо, в котором сообщает: «Когда т. Мелехин (командированный из Устьсысольска) на общем собрании граж. Пажгинской волости 21-го Августа с. г. сделал доклад по продналогу и обратился с призывом об оказании помощи голодающим Поволжья, то граждане подняли ропот и перебили оратора словами: «Довольно об этом! Давайте решать другие вопросы! Мы это уже слышали! Мы сами голодны и никто нам не помогает. Нам какое дело!» Нашлись только двое сознательных из всего собрания – Фрол Вас. Надуткин и Александр Данилович Ильчуков (на красную доску эти имена!), которые выступили вслед за т. Мелехиным и, после долгих увещаний, убедили кое как организовать волостной комитет помощи голодающим»…

Другой, товарищ Икс, сообщает: «28-го Августа (т. е. неделю спустя после общего собрания, о котором упоминалось выше) Успеньев день Пажгинский народ отпраздновал «храмовой праздник». Наряду с описанием поповской проделки, Икс рисует картину проведения этого праздника, от которой веет смрадом и мерзостью: «Под вечер, в часов шесть, начали появляться на улице пьяные, которые группировались и начинали в первую очередь «крыть» Советскую власть за проведение продналога и за все прочее. По улице ходили, под залихватские звуки гармонии, под несмолкаемую отборную матерную ругань и под горланье похабных песен, молодежь – парни и девки. Еще позднее – по бокам дороги, то там, то здесь, летали обожравшиеся до повалу пьяные, как будто улица усеяна трупами после сражения на поле брани… Среди этого пьяного разгула потом началась драка, в которой приняли участие и молодежь, и мужики, вооруженные топорами, косами, вилами, ножами и проч. орудиями, кто чем попало. В результате этой драки был смертельно ранен один Лозымский парень – Андрей Мартынов. Помощи оказать было некому: приемный покой закрыт, фельдшер пировал наравне с прочими. (Уже через долгое время отыскали фельдшера и после «первой» помощи, отправили пострадавшего в город, в больницу). По улице нельзя было ни пройти, ни проехать: местные пьяные парни всех задерживали и, если им удавалось, избивали их. Сам автор этого сообщения едва избежал той же участи: «сначала задержали меня на улице два парня и со словами: -«ты – шпион, сыщик,» - повели к какому-то дому. Но тут случилась новая драка поблизости, и задержавшие меня поспешили туда, оставив меня на улице. Воспользовавшись этим замешательством, я хотел скрыться, но тут снова поймали двое пьяных (другие) и начали говорить то же, что и шпион, и потребовали у меня пред'явления мандата; один из них назвался членом волостной ячейки содействия Рабоче-Крестьянской Инспекции. К счастью, вмешался один трезвый парень, с которым они начали спорить, и я эти минуты употребил на то, чтобы скорее скрыться: юркнул во двор какого-то дома и там провел всю ночь… Оказывается меня всю ночь искали, как шпиона. На второй день («Спасов-день», разгул продолжился, потому что опять был праздник в дер. Парчим. На третий день – то же самое в деревне Гарья. Почти в каждом доме было сварено пива и самокуру в достаточном количестве. Действительно – пир во время чумы. По примерному, неполному моему подсчету уничтожено хлеба (муки) – не менее 500 пудов! Интересно, - спрашивает Икс в заключение, - приходило-ли кому нибудь тогда в голову то, что в Поволжье голод, что рабочих и крестьян России постигло величайшее бедствие, что костлявая рука <…> сотни тысяч наших братьев?»

Нет, не приходило!

Пажгинцев, - для тех, кто «голодает» во время призыва о помощи голодающим на собрании 21 Августа и кто 28-го Августа устраивает пьяный разгул (на всю неделю, на весь год!), - это непонятно!.. Они глухи к страданиям поволжских крестьян. Пажгинцы сыты, а сытый голодного не разумеет. «Нам какое дело до них», - восклицают гордо они.

Из журнала «Ордым». 1926 год. № 1

Позорно пировать во время чумы!

Опомнитесь граждане – Пажгинцы!

Опомнитесь, граждане всей Коми Области! Дело борьбы с голодом – дело всех, всех крестьян, всей Советской России!

Наша Советская Республика в беде, нужно ее выручить!

Слышите, не в первый раз мы взываем о помощи! Помогите Поволжью!!!

В. Савин

Пир во время чумы / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 8 сент.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика