Ворсöм
(Помтöм теш)
– Нолтö, зонъяс, энö мешайтöй! Мунö ворсöй – колö помавны спектакльсö!..
Тайö ворсöмыслы сюжетсö чöжöма да пöжöма зэв нин уна воöн, – весиг ог нин куж шуны, которӧй годын – вунӧма, вошӧма нин во лыдыс. Темаыс со кутшӧм: кыдзи кодсюрӧ видзӧдӧны коми театрлысь уджсӧ бурмӧдӧм-кыпӧдӧм вылӧ. Сюжетыс – ок, лӧсьыд! Босьтӧма веськыда олӧмысь, абу выдумка ли, мый ли. Ворсӧмыслӧн ногыс – драматическӧй комедиа. Со!
Уна-уна во сайын Сыктывкарын котыртчылiс „Сыкомевчук“ (Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукӧр). Ворслывлiс сiйӧ войдӧр ёна, ворслывлiс пӧшти пыр прӧста, – сэтшӧм кадыс вӧвлi… Но, мел, важсӧ огӧ нин казьтылӧй – кольӧма. Босьтам мӧймусянь.
1928-29 во вылӧ ми вӧлi няргам-корам бюджетысь сетыштны сьӧмтор коми театр кыпӧдӧм вылӧ: зiлям вӧлi лӧсьӧдны ичӧтик труппа, пыр уджалӧм вылӧ мед вӧлiсны штатнӧй артистъяс – ядра. Сӧмын миян тенгӧм вылӧ некод эз видзӧдлы6 штатнӧй артистъяс вылӧ сьӧм эз сетны – ядра эз ло. Сетлiсны эськӧ ичӧтика и сьӧмсӧ, да сiйӧ эгӧ вермӧ видзны весиг. Мыйла сiдзи артмис? Сы йылысь ёна нин вӧлi гижӧма „Югыд туй“ газетын. Артисталiсны служассьӧйяс да велӧдчысьяс, кодъяслӧн асланыс уджыс тыр дай уна пӧлӧс общественнӧй нагрузкаяс нӧшта кыскӧны – репетицияяс вылӧ волыны оз эштыны, весиг ворсны некор. Сэсся ӧд позьӧ быдӧнлы гӧгӧрвоны: лунтыр уджалӧм бӧрын нӧшта рытъясын час 3-4 бергавны сьӧкыд – шойтчӧг он аддзыв (а бурджык пьесалы колӧ вӧчны ещӧ вылӧ 7-8 репетиция).
Сідзи и вöвлі: талун öти эз лок, аски – мöд абу, – тыр йöза репетиция некор эз вöвлы. Весиг сэтшö дивöяс артмывлісны: аски кежлö шуöма вöчны медбöръя (генеральнöй) репетиция, кватитчан да медбур артистсö командируйтöмаöсь нин кытчöкö. Вот, колокö, сэсся и ворс!.. Ворсыштім тай, майбырöй! Сезон чöжöн (8 тöлысьöн) пуктім… 4 спектакль (куимсьыс вöлі ворсöма „Кулöмдінса бунт“), кöть эськö планас вöлі урчитöма 16-öс. Татшöм результат артмис мöйму. Ми сэсся шуим: оз кö пö коми труппалöн ядрö (штатнö), нинöм и заводитны водзö кежлö. Кöть и сьöм сетасны – ядратöг удж водзö оз вöрзьы.
Сцена из спектакля «Усть-куломский бунт», вторая картина третьего акта, в осполнении труппы «Сыкомтевчук», Усть-Сысольск, 23 декабря 1928 года. В роли «куломдинского главы» Кипрушева - Савин В. А., режиссер и автор пьесы (стоит за столом)
Мый артмис таво? Зэв тешкодь драма. Коми театрöн ворсöны кань козиннö козьнасиг моз.
Контрольнöй лыдпасöн кöлі урчитöма коми театрлы 6000 шайт. Ладнö. Вöчим смета, сюйим сэтчö штатнй артистъясöс – 6 мортöс (ядра). Смета видлалысьяс-формалистъяс, кыдзсюрö оз сетны сьöмтö. Кватитчöмаöсь найö – штатсö вынсьöдтöм вöлöма штатнöй комиссияöн (сюсь йöзыд быдтор казяласны), дай чиркöмаöсь пырысь-пыр джынсö – кольöмаöсь сöмын 3000 шайт (сэтчö пырö тшöтш инструктор, театрыс вылö кольö сöмын öти сюрс). Штат вынсьöдім Областьувса РКИын да бара мöдöдім Обфо-ö. Ӧні öд , меся ставыс нин бура артмас да лэдзасны сьöмсö. Ме весиг зэв нимкодь рырысь гижи газетö статья „ядра“ йылысь. Сöмын – он на другöн босьт сьöмтö. Олі-выліс сметаным Обфоын, кад кольö, театр удж колö вöрзьöдны, – мый керны? 3000 шайт юкöмаöсь нин мöдтор вылö. Обоноын юралысь (Надеев ёрт) шуис театрлы 6000 шайт гарантируйтны позьö – босьтчы, Виттор, уджад! Ме заводиті артистъясöс корсьны, лэдзи газетö юöр – кымынкö ворсны окотитысьяс шыасисны. Кутім лöсьöдчыны октябрса праздник кежлö. Друг сэсся швач! – Коми театр вылö лэдзöмаöсь сöмын 1000 шайт. Ме зэв ыджыда ёртчышті, сэсся нинöм эг вермы шуны. Вот, бара на артмис! А делӧыс сэтшӧм: колӧ сценалы ремонт вӧчны, пӧжарнӧй надзор оз лэдз ворсны, а вӧчнысӧ нинӧм вылӧ – сьӧмыс абу; колӧ велӧдны йӧзӧс театр искусствоӧ, регыд ӧд ковмас ыджыд вын ворсны выль коми театрын (Дом культуры) – оз позь, уджсӧ бара потшисны, – кодi пондас сэнi уджавны? Кытысь босьтам сэтчӧ бур артистъяссӧ? Центрӧ велӧдчыны мӧдӧдны весиг некодӧс – абу прамӧйджыка театр уджӧн тӧдса мортыс; ветласны да бӧр локтасны – оз туйны, оз тӧдны нинӧм. А ми вӧлi пуктам татшӧм мог театр уджын: босьтны ворсысьясӧс да велӧдыштны, медым мӧд во позис кодсюрӧӧс мӧдӧдны центрӧ велӧдчыны. Со тай, и артмис мый!
Ме ногӧн кӧ, колӧ жӧ нин прамӧйджыка видзӧдлыны коми театр вылас. Неужели, кыдз шуласны, эз на во сы вылӧ кадыс? Кодлыкӧ ӧд, ме чайта, эм жӧ татчӧдз могыс, или некод оз тӧждысь? Дыр-ӧ-нӧ кутам коми театр вылас смекайтчыны? Волас оз тайӧ „ворсӧмыслы“ коркӧ пом?
Нёбдiнса Виттор
Ворсöм (Помтöм теш) / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1929. – Ноябрь 13 лун. – Пер. загл.: Игра : бесконечная игра.
.
Игра
(Бесконечный смех)
– Ну-ка, мальчишки, не мешайте! Идите, играйте – нужно закончить спектакль!..
Сюжет этого спектакля томился уже много лет. Даже не могу сказать, в каком году – забыл, сбился уже со счета. Тема вот какая: как некоторые смотрят на то, как развивается и улучшается работа коми театра. Сюжет – ох и хорош! Взят из жизни, не выдумка какая-то. Жанр постановки – драматическая комедия. Во как!
Много-много лет назад в Сыктывкаре организовали „Сыкомевчук“ (Коллектив актёров Сыктывкарского коми театра). Играли они раньше часто, почти всегда бесплатно, – такое было время… Ну да ладно, не будем вспоминать былое, что было, то прошло. Говорим о сегодняшнем дне.
На 1928-29 годы мы клянчили-выпрашивали из бюджета хоть небольшую сумму на развитие коми театра: старались сделать маленькую труппу, чтобы на постоянной основе работали штатные артисты – ядра. Только на наши просьбы не обращали внимания, для штатных артистов денег не выделили – ядра не стало. Дали небольшую сумму, но и её не смогли потратить. Почему так получилось? Об этом много писали в газете „Югыд туй“. Артистами были служащие и учителя, у которых и так своей работы хватало, и общественной нагрузки было немало – не успевали приходить на репетиции, даже играть было некогда. Это может понять каждый: проработав целый день еще и вечером крутиться 3-4 часа – очень сложно, нет никакой передышки (а чтобы получилась хорошая пьеса, нужно как минимум 7-8 репетиций).
Так и было: сегодня не пришел один, завтра – другой. Полноценных репетиций не было никогда. Получались даже несуразицы: на завтра назначена генеральная репетиция, а смотришь - главного артиста отправили в командировку. Вот и играй как хочешь!.. Вот и сыграли! За сезон (8 месяцев) поставили… 4 спектакля (из них три раза сыграли „Кулöмдінса бунт“ (Усть-Куломский бунт), хоть и планировалось 16. Такой результат получился в прошлом году. Мы решили: если в труппе не будет ядра (штата), ни к чему это дело и начинать. Даже если будет финансирование – без ядра работа не сдвинется с места.
Из книги: Попова С. М. Страницы истории коми театра / С. Попова. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1965. - 95, [1], с., [8] л. фото с. : фото.
Что получилось в этом году? Своеобразная драма.
Коми театру планировалось выделить 6000 рублей. Ладно. Составили смету, включили туда штатных артистов – 6 человек (ядра). Те, кто рассматривает смету, просто так деньги не дадут. Спохватились – штат не утвержден штатной комиссией (умные люди все заметят), сразу же вычеркнули половину суммы – оставили лишь 3000 рублей (сюда вошел и инструктор, на театр осталась лишь одна тысяча). Штат утвердили в Областном РКИ и снова направили в Обфо. Пусть уже все получится и деньги выделят. Я даже от радости написал статью о „ядре“ в газете. Только вот их так просто не получить. Наше смета лежала в Обфо, время уходило, вроде, нужно уже начинать работу театра, – что делать? 3000 рублей уже поделили на одно-другое. Руководитель Обоно (товарищ Надеев) сказал, что гарантированно будут выделены 6000 рублей – берись, Виттор, за работу! Я начал искать артистов, опубликовал в газете информацию – свое желание играть изъявило несколько человек. Начали готовится к октябрьскому празднику. И вдруг новость! На Коми театр выделено лишь 1000 рублей. Я лишь громко выругался, других слов просто не было. Вот, опять! А дело такое: нужно отремонтировать сцену, иначе пожарный надзор не даст разрешение выступать, а делать ремонт не на что – денег нет; нужно обучить людей театральному искусству, ведь необходимы большие усилия, чтобы сыграть в новом коми театре (в Доме культуры). Нельзя, работу вновь застопорили. Кто будет там работать? Откуда возьмем хороших артистов? Отправить на учебу в Центр просто некого – нет человека, кто хорошо знает специфику работы коми театра. Съездить и вернуться обратно – такие нам не подойдут. А мы ставили для театра следующую задачу: взять артистов и немного обучить их, чтобы на следующий год некоторых мы смогли отправить на учебу в центр. А в итоге вот что получилось!
По-моему, нужно уделить больше внимания на развитие коми театра. Как говорится, неужели не пришло еще то время? Я считаю, можно поставить такую задачу, или никому до этого нет дела? Долго ли еще будем издеваться над коми театром? Наступит ли когда-нибудь конец этой „игре“?
Нёбдiнса Виттор
Перевод Александры Паршуковой