Теги позиции, похожие позиции
Личность:ПисателиДраматурги
Тематика:ЛитератураТеатр
 
Коми писатель, драматург, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный артист Коми АССР
 
Коми поэт, драматург, актёр, основоположник коми театра
 
Центральная межпоселенческая библиотека имени П. А. Сорокина. Усть-Вымская библиотека-филиал имени Н. М. Дьяконова. МБУ «Усть-Вымская МЦБС»
 
Актер, режиссер, писатель. Родился 8 марта 1927 года в с. Визинга
 
Коми ань. Коми йöзöс садьмöдысь / Коми ань // Югыд туй. – 1923. – 1 дек.  – Пер. загл.: Пробуждающий коми народ.
 
Парма. Коми йöзпытшса сьылысь / Парма // Югыд туй. – 1923. – 1 дек. – Пер. загл.: Коми народный поэт.
 
Водзпырся да öнiя дырся Виттор / С. И. // Югыд туй. – 1928. – 22 нояб. – Пер. загл.: Вчерашний и сегодняшний Виктор.
 
Лебедев гижöд вылö вочакыв / Небдiнса Виттор // Ударник. – 1931. – № 5. – 14-15 лист бокъяс. – Пер. загл.: Ответ на письмо Лебедева.

Гырысьджык темаясӧ кутчысьны (Пора браться за более значимые темы)

Главная Разделы Неизвестный Савин НОВОСТИ КОМИ ОБЛАСТИ Образование, литература и печать Гырысьджык темаясӧ кутчысьны (Пора браться за более значимые темы)

Гырысьджык темаясӧ кутчысьны

Быд формаа художествоа литература, – висьт кӧть, очерк, кывбур кӧть, пьеса кӧть, – колӧ гартны ӧнiя кадӧ ыджыд выльногся олӧм тэчӧмысь босьтӧм  сюрӧс гӧгӧр. Литература оз вермы лоны олӧмыс бокын да классысь ортсыын, торйӧн. Ми уджалам ӧнi сӧвет системаын, олам социализм нога овмӧс лӧсьӧдiгӧн. Сiдзкӧ, и литературасӧ колӧ вӧчны сы ногсаӧн жӧ, сэтчӧ кысканаӧн.Коми художествоа литература йылысь унаысь нин вӧлi пасйӧма – быдмӧмсӧ, бурмӧмсӧ и жебинъяссӧ. Коми гижысьяс содӧны, велалӧны гижны, вочасӧн бурмӧдӧны гижӧд подувсӧ и тэчассӧ, сӧмын – „социальнӧй темаяс да формаяс лӧсьӧдӧмын коми художествоа литература зэв на улын“.

Тадзи шуис ВКП (б) Обкомлӧн бюроысь коми художествоа литература кузя резолюцияын (видзӧд „Ордым“ 8-9 №). Дерт, тайӧ шуӧмыс веськыд. Ми омӧля на кужам корсявны-босьтавны асланым гижӧдъяслы гырысьджык темаяс. Либӧ кӧть ого инмӧдӧгижӧднымӧс ыджыд олӧм тэчӧмас. Либӧ босьтчим кӧ ӧти тема вылӧ гижны – огӧ вермӧ сыысь эновтчыны: гижам, позьӧ шуны, чунь помъяс гаддявтӧдз ставным ӧти тор йылысь, ӧти тема вылӧ, весиг ӧти ногӧн. Артмӧ штамп, – бӧртинас аслыным оз ло лӧсьыд, дай йӧзсӧ (лыддьысьысьяссӧ) дӧзмӧдам. Шуам кӧть, кодкӧ гижис колхоз йылысь; сы бӧрти ставным заводитiм кульны сы йылысь. Зэв эськӧ бур вӧлi, дерт, гижан самыс кӧ да сюжетыс вӧлi быд гижысьлӧн торъялӧ, сӧмын сэнi и шогыс – ӧтмоза ставыс тэчӧ. Уна гижӧд на миян оз кӧртассьы ӧнiя олӧмыскӧд, оз йитчы гырысь уджъяскӧд да классӧвӧй могъяскӧд. ВКП(б) Обкомлӧн бюро шуис (поэзия йылысь): „Зэв на уна гижӧны куш коми парма йылысь, шондi йылысь, радейтӧм йылысь“.

Обкомлӧн бюро нӧшта пасйис ӧти ыджыд мог:

„ВКП(б) Обкомлӧн бюро сiдз жӧ индӧ сиктса театръяслы репертуар тырмытӧм вылӧ. Сэсся миян абуӧсь сэтшӧм репертуаръяс, кодъяс чуксалӧны коми уджалысь йӧзӧс и нуӧны индустриализация, лӧсьӧдны колхозъяс да бурджык ногӧн лӧсьӧдны-паськӧдны вӧр овмӧс. Колан пьесаяс сиктъяслы лӧсьӧдӧм – талунъя мог КАПП-лӧн. ВКП(б) ОК-лӧн бюро ошкӧ мед бур пьесаяс вылӧ конкурс нуӧдӧм“.

Зэв ыджыд надежда вӧлi пуктӧма тайӧ конкурсыс вылӧ. Сӧмын сiйӧ эз сет виччысьӧм мында бурсӧ. Эз зэв озырмӧд коми репертуар. Тайӧ конкурсыс бара жӧ петкӧдлiс6 комигижысьяс оз на кужны корсявны ыдж олӧм туй вывсьыс гырысьджык темаяссӧ. Сiйӧс (кужтӧмсӧ) позьӧ аддзыны со мыйысь: конкурс вылӧ вӧлi воӧма 25 пьеса, да на пиысь ещӧ  бурджыкыс (абу ёна бур) да шогманаыс сюрис сӧмын  нёль пьеса, сэсся ставыс туйтӧм, „брак“. Унджык пьесасӧ лӧсьӧдӧмаӧсь ни ӧтчыд гижлывтӧм йӧз, ёнджыкасӧ семилеткаын велӧдчысьяс. Сэки эськӧ, ӧти ногӧн, и бур – конкурсыс вӧрзьӧдiс выль гижысьясӧс крестьяна пӧвстысь, сӧмын пьеса гижан сямныс налӧн абу на, медся нин оз кужны темаяссӧ босьтавныс – медтыкӧ мыйкӧ гижны-а.

Из книги: Молодцова М. Буквар. – Сыктывкар : Коми госиздат, 1935. – 79 л. б.

Ӧтув кӧ ставсӧ артыштны, – коми гижысьяслысь ӧнiя уджсӧ, ВКП(б) ОК бюролысь шуӧмсӧ, конкурслысь результатсӧ, – ставыс мыччасьӧ ӧти торйӧ: оз тӧдчы коми художествоа литератураын паськыд олан туйӧд ыджыдджыка водзӧ воськовтӧмыс, литератураыс бӧрӧ кольӧ олӧмсьыс (колӧ эськӧ буретш мӧдарӧ). Тайӧ артмӧ сы понда, огӧ олӧмыс вылӧ джуджыдджыка да ылысяньджык видзӧдлӧй да. Ӧнi колӧ нин босьтавны произведениеяслы темаяссӧ не только мый эм ӧнiя олӧмас, а колӧ весиг петкӧдлыны, кытчӧ сiйӧ олӧмыс воас.

Быд лунъя уджын коми гижысьяслы колӧ кутны тӧд выланыс ӧти тор: ми вӧчам художествоа литература коми йӧзӧс социализм нога олӧмӧ кыскӧм могысь.

Нёбдiнса Виттор

.

Гырысьджык темаясӧ кутчысьны / Нёбдiнса Виттор // Ордым. – 1929. – 11 №. – 45-46 л. б. – Пер загл.: Браться за более значимые темы.

.

Пора браться за более значимые темы

Художественную литературу любой формы – рассказ, очерк, стихотворение, пьеса – сегодня необходимо писать с учетом существующих реалий. Литература не может быть отделена от самой жизни, класса. Сейчас мы работаем в советской системе, живем при строительстве социализма. Значит и литература должна соответствовать духу времени. Уже много раз отмечался рост, улучшения и недостатки коми художественной литературы. Коми писателей становится все больше, они улучшают стиль и слог произведений, вот только «социальные темы и формы коми художественной литературы находятся на очень низком уровне». 

Так написано в резолюции Обкома бюро ВКП (б) (смотри «Ордым» № 8-9). Конечно, это мнение справедливо. Мы еще не всегда умеем раскрывать в своих произведениях крупные, значимые темы. Либо не касаемся строительства новой жизни. Или берем одну тему и не можем переключиться ни на что другое. Пишем, иногда все вместе, до мозолей на пальцах, об одном и том же, одними и теми же словами. В итоге получается штамп. От этого страдаем и мы, писатели, и читатели. Скажем, кто-то написал о колхозе, после этого мы все начинаем строчить об этом же. И хорошо, если бы каждый писал своим слогом, раскрывая новые сюжеты и подробности, но в том-то и беда, что нет. Еще много наших текстов никак не перекликаются с действительностью, с большими делами и классовыми задачами. Бюро Обкома ВКП (б) заключило (про поэзию): «Очень много произведений посвящены темам леса, солнца, любви».

Бюро Обкома отмечает еще одну проблему:

«Обком ВКП(б) также указывает на недостатки в репертуаре сельских театров. Не хватает постановок, которые бы призывали коми рабочих и вели к индустриализации, созданию колхозов и к лучшей организации лесного хозяйства. Написание нужных пьес для сел – первоочередная задача КАПП-ов. Бюро Обкома ВКП (б) поддерживает идею проведение конкурса на самую лучшую пьесу».

Из книги: Трошев М. Вöрлэдзöм öддзöдам [Усилим лесозаготовки]. – Сыктывкар : Коми госиздат, 1932. – 44 л. б.

Много надежд возлагалось на этот конкурс. Только он не принес ожидаемых результатов. Нам не удалось обогатить коми репертуар. Этот конкурс еще раз показал – коми писатели не умеют раскрывать в своих произведениях значимые темы новой жизни. Всего было подано 25 заявок, из них сносных оказалось всего четыре, все остальные пьесы – брак. Большинство произведений было создано неопытными авторами, учащимися семилеток. Это, с одной стороны, и хорошо – конкурс затронул начинающих писателей из числа крестьян, вот только писательского таланта у них пока нет, особенно не получается у конкурсантов раскрывать темы – лишь бы что-нибудь написать.

По итогам работы всех коми писателей, выполнения резолюции Обкома ВКП(б), по результатам конкурса на лучшее литературное произведение можно сказать одно: незаметны большие продвижения в развитии коми литературы, она сильно отстает от жизни (а необходимо, чтобы было наоборот). Это происходит оттого, что мы не можем посмотреть на события более широко. Сейчас важно не просто брать темы о нынешней жизни, а попытаться заглянуть в будущее.

В своей каждодневной работе коми писателям необходимо помнить о том, что мы своими литературными произведениями приближаем людей к социализму.

Нёбдiнса Виттор 

Перевод Нины Новиковой

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика