,,Поdа поштаʻʻ.
В каждой коми деревне вы найдете отдельных женщин, которые пешешествуют по уличкам, норовят с каждым встречным и поперечным пошушукаться о том, о сем, поделиться деревенскими новостями – былями и небылицами, осудить и пересудить кой-кого, перемыть кой-кому косточки. Они не ограничиваются одними уличными встречами, а заходят частенько в соседние дома и там рассосуливают и пустословят о всякой всячине – от искания причины, почему курицы голышами несутся, до вопросов международного характера, в роде обʻявления русско-английской войны и прочей ереси.
В современной обстановке, когда происходит перестройка жизни и быта деревни, деревенские трещетки чаще всего, конечно, стараются осуждать эти стороны, и тем энергичнее и решительнее, чем сильнее задеваются интересы самих неугомонных трещеток. А темные жители коми деревни (особенно женщины), по старой традиции, относятся к таким вертихвосткам еще очень доброжелательно; уважают их, потчуют пивом и самокуром, – одним словом, принимают как желанных гостей (благо, коми народ по своей природе гостеприимный!).
Во многих местах таких деревенских сплетниц называют ,,поdа поштыʻʻ (,,пешая почтаʻʻ).
Без сомнения, эти ,,поштыʻʻ приносят большой вред в деле культурного строительства деревни. Но еще хуже, когда роль такой ,,поdа поштаʻʻ берут на себя сами культурные работники. Такое некрасивое явление ничем не может быть оправдываемо – ни темнотой, ни старыми традициями. Ведь странно-же, на самом деле, быть деревенской ,,поdа поштойʻʻ, скажем, деревенской учительнице!
А, вот, оказывается, есть в нашей обширной Коми области такие, – виноват, такая (одна, быть может, на всю область) школьная работница. Она подвизается в с. Ибу, Сысольского у., и носит довольно неблагозвучную фамилию – Дрягина. Эта самая Дрягина как-раз из работницы просвещения и превратилась в деревенскую кумушку – ,,поdа поштаʻʻ. Она не только отнекивается от участия в общественной работе, (на это у ней не хватает времени), но и противодействует мероприятиям власти – ходит по селу, распространяет всякие не лепости, посещает обывательские пивные праздники (на это у ней всегда есть время) и пустословит. Да, ведь, еще и гордится своим ремеслом: мы, дескать, бодрые, веселые и общественные!..
Худ. Безносов М. Из книги: С. Григорьев. Паровоз. – Сыктывкар, 1933.
Одно горе от таких общественниц – от деревенских кумушек, ,,поdа поштʻʻ.
В. Савин.
У. – уезд
.
Поdа пошта / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 20 марта.
Поdа пошта / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 20 марта. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426917/36 (дата обращения: 21.12.2023).