Д. Я. Попов
В ночь на 9-е октября с. г. в с. Деревянске скончался Дмитрий Яковлевич Попов.
Сбросив позорящий человеческое достоинство сан попа, Д. Я. с первых же дней Октябрьской Революции примкнул к Советской власти и всей душой предался общему делу трудящихся. Несмотря на свой преклонный возраст, позволявший ему на законном основании уйти «на покой», он, не покладая рук, дни и ночи работал над разными вопросами социальной и экономической жизни. Устьсысольск и весь бывший Устьсысольский уезд знают Д. Я. с 1-го Крестьянского С'езда (в начале 1918 г.), когда он был избран в Члены Уисполкоми. С тех пор деятельность его в области установления новой власти, власти Советов, не прекращалась до самого последнего времени. Устьсысольские обыватели видят его в день 1-го Мая 1918 г. во главе манифестации в честь международного пролетарского Праздника Труда; его видят впереди шествия с открытой головой с развевающимися седыми волосами, с красным знаменем в руках: «да здравствует Советская власть!» и поющего революционные песни.
Дмитрий Яковлевич Попов (1862-1921) — священник-революционер, заведующий церковно-приходской школой, цензор переводов с зырянского языка, писавший стихи, депутат IV Государственной думы Российской империи от Вологодской губернии
«Безцеремонное» отречение его от церкви – этого очага народной темноты и невежества ополчило против него целый «церковный поход»: посыпались петиции во все поднебесные канцелярии «господа бога и спаса», вплоть до его агента – Тихона. Но Д. Я. мало обращал внимания на все эти козни религиозных фанатиков и продолжал свою работу в пользу трудящихся. Человек очень начитанный, обладающий богатыми научными познаниями, Д. Я. умел разбираться во всех вопросах и являлся действительно учителем всех своих сотоварищей-сослуживцев в период самого революционного переходного времени в Устьсысольском уезде (1918 и 1919 г. г.). К нему обращались за советами и раз'яснениями трудных вопросов поголовно все работники того времени. Его обширные, с цифровыми данными и обоснованными аргументами, доклады по экономическим вопросам Коми края не раз заставляли Центр обратить внимание на нашу область. Даже вопрос о выделении народа Коми в автономию поднимался им на 1-м С'езде Советов Устьсысольского уезда еще и в марте 1918 г.
Не касаясь правильного взгляда того времени на национальную политику, все-же нужно сказать, что кругозор Д. Я. был довольно широкий, и он впоследствии, когда более ясно вырисовались рамки национального вопроса о Советском строе, сам сознавал свой неправильный шаг и не раз «каялся» в своих ошибках, говоря тогда «не время было говорить о выделении, когда бушевала революционная буря; это время придет с течением самой жизни». Так и случилось. Его мечта теперь осуществилась и он в течение полуторых месяцев был сам свидетелем того, что народ Коми получил автономию. Как он горел желанием поработать для возрождающегося народа Коми! Не старость и болезнь приковала его к постели, связали неутомимого работника и унесла в могилу…
Я знаю Д. Я. Попова с 1801 года, когда еще учился в Деревянской второклассной школе. Он тогда был попом в с. Деревянске, Председателем Совета этой школы и законоучителем. Но, должен сказать, к своему предмету преподавания – «закону божьему» он и тогда уже относился совершенно равнодушно: бывало, придет в класс, предложить какому-нибудь ученику говорить соответствующий «урок», а сам встанет у окна и смотрит куда-то в пространство, смотрит и думает какую-то глубоко засевшую в его существо думу, а на слова ученика не обращает внимания. О чем он тогда думал?.. Потом был избран в члены 4-й Госуд. Думы. Вернувшись в Устьсысольск, взялся за работу вместе с крестьянами – устанавливать Советскую власть. Был заместителем председателя Уисполкома, Заведующим Финансовым Отделом, Заведующим Отделом Социального Обеспечения, Председателем Совнархоза, Редактором газеты «Зырянская Жизнь», ездил в Устюг для работ в Губсовнархозе, а оттуда уже приехал с расшатанным здоровьем и от активного участия в Советском строительстве пришлось ему уйти. И ушел он с тяжелым сознанием, что здоровье не позволяет ему больше быть в рядах творцов новой жизни. Насколько он предан был работе, видно ис следующего факта. Когда он был Редактором газ. «Зырянская жизнь», приходилось писать ему очень много. Его передовицы и статьи под псевдонимами «Зырянин» и «Пунимов», его обстоятельные доклады по экономическим вопросам Зырянского края – помнят все читатели «Зырянской Жизни». И вот в одно время серьезная болезнь приковала его к постели. Врачи признавали положение весьма опасным и предложили ему соблюдать «строгий покой». По должности члена Редакционной Коллегии, я прихожу раз к нему на квартиру и застаю его в странном положении: сам полу-лежит, полу-сидит в постели, а над кроватью приспособил посредством табуретки и тумбочек из-под цветов что-то вроде конторки (стола) и пишет экономический доклад: «Железнодорожная линия Мураши – Устьсысольск – Ухта». На мои замечания о том, что он такими условиями усиливает ход своей болезни, он сказал: «Не могу, В. А., лежать так, без дела; нужно спешить»… И так он работал всегда, и днем и ночью; спешил всякими докладами.
И последние дни своей жизни Д. Я., видно, проводил тоже в забвении о скорейшем выходе забитого народа Коми из темноты, невежества и несознательности. Заботился и страдал. 24 сентября с. г. он писал мне: «Глубокоуважаемый, Виктор Алексеевич! Извините, пишу неразборчиво, потому что лежу в постели (как видно и перед смертью он не бросил способа писать в постели), сидеть не могу… Теперь происходит у Вас чистка Партии. Нужно сказать, в особенности нам – деревенским жителям, что это – назревший до последних степеней вопрос и что в захолустьи от некоторых коммунистов не стало житья. И чего только они не делают, как бы нарочно дискредитируя компрометтируя свою партию и то великое социальное движение настоящего времени, которое всегда было синонимом всего чистого, высокого, светлого! У меня, хотя и беспартийного, право, наболело сердце от их безобразий… (дальше он описывает эти безобразия, указывая персонально на безобразников)… «Я целиком принимаю теперь великое учение Коммунизма (раньше он был с.-р., но уже с 1918 г. ничего общего не имел с этой партией и в бумагах всегда ставил: «сочувствующий Р. К. П.») и давненько подумываю на кончине дней своих войти в Партию хотя не для большой и плодотворной работы, - ведь, больной, конечно, работать уже не могу, а просто, как убежденному человеку».
Письмо довольно длинное (8 страниц формата в четверть листа), написано уже не тем почерком, какой знал я раньше, а буквы иногда слиты одна с другой, а в некоторых словах встречаются пропуски отдельных букв. Заполнив все 8 страниц, он еще сделал красным карандашом на поле 1-й страницы приписку: «Я еду в Устьсысольск, прямо в больницу, дол. быть, умирать».
Он уже предвидел свою кончину, и через 2 недели после этого умер.
Таких людей, как Д. Я. Попов, мало было в дни революционной борьбы в Устьсысольском уезде, и память о нем должна остаться среди нас – молодых работников, вышедших на арену новой жизни после него.
Спи спокойно, дорогой учитель! Спасибо за всю твою работу для блага трудового народа, которую ты исполнял всегда не за страх, а за совесть!
В. Савин
.
Дмитрий Яковлевич Попов - (14(2) мая 1862 года — 9 октября 1921) — священник-революционер, отчисленный из семинарии по причине пристрастия к спиртному; заведующий церковно-приходской школой; цензор переводов с зырянского языка, писавший стихи; депутат IV Государственной думы Российской империи от Вологодской губернии (1912—1917). Во время Февральской революции совершил благословление отряда революционных войск перед Таврическим дворцом. После октября 1917 года поддержал большевиков, за что был лишён сана. Член партии коми-автономистов, обвинявшийся в антисоветской деятельности.
Ис - так в тексте
Компрометтируя - так в тексте
.
Д. Я. Попов / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 16 окт.