Теги позиции, похожие позиции
Личность:Драматурги
Тематика:История
 
Враги грозят новым нападением на Советскую Россию / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 15 сент.
 
Парижса Коммуна / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1923. – 18 марта. – Пер. загл.: Парижская Коммуна.
 
Дружным ударом снесем голову Царю-Голоду! / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 1 окт.
 
Савин В. А. Пыр кутас петны: (нӧшта коми газет йылысь.) / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1923. – Ноябр 28 лун. – Пер. загл.: Всегда будет издаваться: еже раз о коми газете.
 
«Коми Сикт» пöръялiс : кыдзи сiйö лои? / В. Савин // Югыд туй. – 1925. – 15 сент. – Пер. загл.: «Коми село» обмануло : как это получилось?
 
День «9-22 января 1905 года» в Усть-Сысольске / В. Савин // Удж. – 1921. – 26 янв.
 
При жизни – слава, по смерти – память / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 7 нояб.
 
Челядьлы колö лöсьöдны торъя норма / Нёбдінса Виттор // Югыд туй. – 1929. – 26 марта. – Пер. загл.: Для детей должны существовать отдельные нормы.
 
Поддержка Коми Области Центром : [Беседа с тов. Е. М. Мишариным] / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 3 июля.  
 
Сиктса художествоа удж : кыдз лöсьöдны драмкружок // Югыд туй. – 1928. – 17 окт. – Пер. загл.: Художественная самодеятельность на селе : как организовать драмкружок. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427066/46 (дата обращения: 21.12.2023).

Степан вичкоын (В Стефановском соборе)

Степан вичкоын

Ачыс бура джуджыд да сулалö кыпыдінын. Кöть эськö сылöн стильыс (нормаыс, модаыс) абу ёна мича, да ичöтик карад аслас  ыджданас, джуджданас босьтö – кажитчö „мичаöн“.

Дерт, бура уна „лепта“ жертвуйтіс коми йöз тайö вичко вылас. Сöмын тай сылöн, кыдз шуöны, „олöмыс овсис“. Октябрскöй революция восьтіс культуралань став уджалысь йöзлы, тшöтш и коми войтырлöн вежöрыс югдіс.

Степан вичко бырис. Тупкысис нöшта öти ылöдчан поз. Бурысь дыр ставным видзöдім, сёрнитім. Мый вöчны иконостасъяснас, кутшöм öбразъяс позяс босьтны музейö. Иконостасас 32 öбраз, ставыс академическöй серпаса (абу енъясöс моз гижöмаöсь и быттьö прöстöй йöзöс рисуйтöмаöсь), медся бура вöчöмысь 3 öбраз: Мадонна-богородица, Кристос челядьöс благословитö да Кристосöс гортйö пуктöны; тайö öбразъяссö пöдаритлöма татчö Исакиевскöй соб. (Ленинградын). Мукöд öбразъяссö гижлöмаöсь кутшöмкö Малышев мастерскöйын (Сергей Посадын, Москуа дорын) 1895-1896 воясö. Эм нöнта кымынкö öбраз Холоповлöн гижöм. Иконостассö вöчлöмаöсь тані жö. Медся коланаторйыс сэні – резьбаыс. Комиссия шуис: видзны (музейö сетны) медся колана художествоа торъяссö – резьбасö да 3-4 öбраз. Комиссиялöн вöлі могыс: бöрйыны кöлуй пытшкысь, мый колö босьтны государство фондö да мый кольны веруйтысь обществолы (мöдлаöн нуöм вылö. Закон серти колö босьтны став сэтшöм кöлуй, мы1 вöчöма платинаысь, зарниысь, эзысьысь да парчаысь, сэсся люстраяс, подсвечникъяс, мебель.. Сыысь öтдор мый кольö – сетны веруйтысьяслы пользуйтчыны.

Стефановский собор, вид с улицы Троицкой (с ноября 1918 г. - улица Ленина) Фото с сайта https://oldsyktyvkar.ru/?page_id=5244

Пырим алтарö. Ыджыд, прöст. Ёна букыша старöста видзöдіс миян вылö: öд пырис сэтчö тшöтш нывбаба?! Сы понда тай некодöс „енмыд“ покарайт-а, места вылас эз ви!..

Бöрйим став кöлуйсö – вывті уна барахлоыс.

Видлім сэсся „плашщöнича“. Сійö сулалö шуйга стен бокас, кырлöс мышкас, торъя станок вылын. Плашщöничаас уна парча да кутшöмк еджыд изъяс эмöсь.

Сэтчö локтіс аркирей. Лыддис газетаысь правилаяс, мый шыбовтны да мый кольны. Ми сылы сетім инжöдъяс: ми сійö жö правилöяс серти уджалам. Пемдіс. Эгö удитöй ставсö видлавны öти лунö – вывті унатор. Уна на удж ковмас вöчны. Сöмын öти тор нимкодь пырысь сстав уджыс мунö: иані воссяс культура керка.

Мöд луннас (выльлунö) бара вичкоын лунтыр ноксим – кöлуй бöрйим. Мукöд „кöрта“ кöлуйыд пемдöма на, он и тöд кутшöм металл: ыргöн-ö, эзысь-ö; тöдмавны корим часöвöй мастерöс. Вылыс судтаас эм пызан кодь джек вылын бура ыджыд поднос – „куття вежöдан доз“ пö – висьталіс тöрыт староста.

– Абу эзысь?

– Абу. Ыргöн.

Талун видлім, да вöлöма ставыс эзысь. Тайö дозсö (бура паськыд плитка) Степан вичко босьтлöма зэв донтöг финотделысь, кор сійö ликвидируйтісны Улляна монастырлысь вичко кöлуйсö.

Медся уна кöлуйыс, дерт, ризъяас да поп-дьяконлöн вичко паськöмъяс. Вывті уна пöлöс! Некытчö воштыны та мындасö! Комиссия членъяс кодсюрö шуöны: колö пö общакыслы кольны кымынкö комплект, а мукöдсö босьтны, дерт, парчöвöй кöлуй ставыс пырас Госфондö. Ме ногöн, сідз жö колö вöчны. Сё пöлöс паськöм оз мун вичко службаын.

Степан вичко тупкöм – зэв ыджыд вермöм культура фронт вылын. Тайö петкдлö Сыктывкарса уджалысь йöзлысь збыль вылö выль олöмö возмöстчöмсö. Религия немöвöйся ылöдчан оружие, пыр вочасöн вошталö ассьыс вынсö.

Нёбдінса Виттор

.

Степан вичкоын / Нёбдінса Виттор // Коми комсомолец. – 1929. – 10 дек. – Пер. загл.: В Стефановском соборе.

.

В Стефановском соборе

Стоит он статный и величественный. Хоть его стиль и не столь красивый, но в небольшом городе привлекает к себе внимание своими внушительными размерами и кажется «красивым».

Конечно, много коми людей пожертвовали свои деньги на строительство этого собора. Только, как говорится, «его век кончился». Октябрьская революция позволила всем рабочим по-новому взглянуть на культуру, расширить сознание.

Стефановский собор закрыт. Перестало существовать еще одно гнездо невежества. Довольно долго шли разговоры. Что делать с иконами, какие из них можно будет передать музею. Рассматривали иконостас из 32-х образов, все написаны академическим стилем (работы словно не изображают богов и нарисованы простыми людьми). Удачнее всего оказались три образа: Богородица, Иисус Христос благословляет детей и Погребение Христа. Эти образы были подарены Исаакиевским собором из Ленинграда. Другие работы были созданы какой-то Малышевской мастерской (в Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы) в 1895-1896 годах. Также есть несколько образов Холопова. Иконостас был изготовлен здесь же. Самое ценное в нем – это резьба. Комиссия решила передать музею значимые художественные предметы: резьбу и 3-4 образа. Комиссия ставила своей целью выбрать из всех вещей то, что необходимо перевести в государственные фонды, а что передать обществу верующих для транспортировки в другое место. По закону к ценным вещам относятся предметы из платины, золота, серебра, парчи, а также люстры, подсвечники, мебель. Все, что есть помимо этого – отдать в пользование верующим.

1932 год. Комсомольцы на разборке храма св.Стефана Пермского на Красной площади. Их фондов Национального музея Республики Коми
Фото с группы "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi

Мы зашли в алтарь. Здесь было просторно и светло. Староста посмотрел на нас с осуждением, ведь с нами была и женщина! Из-за этого нас не постигла кара, никто не был убит на месте!..

Отобрали все вещи по списку – получилось довольно много барахла.

Пришел архиерей. Он зачитал правила из газеты о том, что необходимо выбросить, а что забрать. Мы пояснили ему, что работаем по тем же правилам. Стемнело. Не успели разобрать все в один день – слишком большой объем работы. Еще многое предстоит сделать. Только одно нас радует, скоро здесь откроется дом культуры.

На следующий день (в понедельник) снова возились в церкви – отбирали вещи. Некоторые предметы потемнели от времени, и было невозможно сразу определить из какого металла они сделаны: меди или золота. Пришлось звать на помощь часовых дел мастера. Староста рассказал, что на верхнем этаже собора есть большой поднос, который использовался для освящения кутьи.

– Из серебра? 

– Нет, медный.

Сегодня внимательно его изучили, поднос оказался серебряным. Эту вещь Стефановский собор, как выяснилось, выкупил за бесценок у финотдела, когда ликвидировали имущество Ульяноского монастыря.

Больше всего оказалось церковных одежд попов и дьяконов. Слишком много! Куда деть столько одежды? Некоторые члены комиссии считают, что несколько комплектов нужно оставить общине, а другие, особенно из парчи, передать в Госфонд. Я тоже так считаю. Сотни разных видов одежды не требуются для церковных служб.

Закрытие Стефановского собора – большая победа на культурном фронте. Это показывает рабочим Сыктывкара настоящую инициативу на пути к новой жизни. Религия – это оружие обмана, которое применялось веками. И сейчас оно теряет свои позиции, свою силу. 

Нёбдінса Виттор 

Перевод Нины Новиковой

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика