Теги позиции, похожие позиции
Личность:АктерыКупцы
Территория:Сыктывкар
Тематика:Театр
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 4
Тел. (8212) 24-38-89
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 32
Тел. (8212) 24-50-46
 
«Жена Сталина» (2006); «Платина» (2007); «Принцесса цирка» (2007-08); «Галина» (2008); «Любовь и прочие глупости» (2010); «Маша в законе -1»; «Маша в законе – 2» (2012-13 ); «След» (2013-15)
 
«Свидетельство о рождении» (2017); «Двойная сплошная-2» (2017); «Напарницы» (2016); «Вижу - знаю» (2016); «Точки опоры» (2016); «Морские дьяволы. Смерч-3» (2015)
 
«Мажор-2» (2016); «Канцелярская крыса» (2018); «Секта» (2018); «Морские дьяволы. Рубежи Родины» (2018); «Простой вопрос» (2018); «Невский. Чужой среди чужих» (2018).
 
«Тайны Института благородных девиц» (2006-2013); «Счастливы вместе» (2013); «Детективы»; «Служебный роман-2»; «Черта Кедрова» (2014)
 
Коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 2 дек.
 
За занавесом и кулисами : (Театральные «разоблачения») / Нёбдiнса Вiттор // Югыд туй. – 1926. – 7 апр. 
 
Нужно поддержать / Ньобдинса Вiттор // Зырянская жизнь. – 1920. – 8 мая.
 
Анюта Безсонова / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 8 авг.   

Усть-Сысольский период

Зачатки театральной культуры в Коми крае относятся уже к первой половине XIX века и связано это явление с семьей Ишимовых, высланных в Усть-Сысольск.

Александра Ишимова, дочь чиновника министерства полиции, подружившись с купеческими дочерьми, уговорила их «снять с головы платочки» и носить волосы «под гребенку», шить нарядные платья по петербургской моде, стала обучать манерам, столичным танцам.

«Не прошло и двух лет от нашего знакомства, - писала в своей автобиографии А. О. Ишимова в 1875 году, - как они под руководством моим победили природную робость, и не видав никогда ни театра, ни чего либо похожего на театральное представление, решились сыграть небольшую пьеску того времени: «Филаткина свадьба». Это представление до того понравилось всем, что даже старик-купец и хозяин того дома, где оно проходило, с удовольствием смотрел, как его дочери и подруги их разыгрывали роли.

«Может быть, мы дошли бы еще до чего-нибудь лучшего на пути к цивилизации, - пишет далее Александра Ишимова, - но через года два над нами разразилась новая гроза: прислано было отцу моему повеление от Вологодского губернатора переехать на жительство в другой городок этой губернии: Норильск».

В 1831 году городничий Булахов по просьбе чиновников и купцов города писал прошение губернатору в Вологду, с предложением об открытии любительского театра в одном из частных домов. Позднее (1833) отправлен для утверждения и список репертуара, в котором значилась 31 пьеса, в то числе 4 оперы и 3 пьесы для детей. 

«Господину Вологодскому гражданину губернатору.

Здешнее усть-сысольское господа чиновники, равно и купечество словесно мне объявили, что возымели они намерение временно открыть в частном доме театр, и просят моего позволения начать представления. А хотя указами из Вологодского губернского правления от 25 января и 7 июня 1798 и от 1808 года за № 2664 и велено увеселения в городах желающим производить и за каждое представление взыскивать с содержателя по 10 рублей в пользу воспитательному дому, но ныне без ведома Вашего превосходительства, здешним господам чиновникам и купцам театрального представления позволить я смелости не имею, о чем Вашему превосходительству на благорассмотрение сим честь имею донести и покорнейше прошу на вышепрописанный предмет снабдить меня начальническим предписанием.

Городничий Булахов»

Вскоре последовало на то разрешение губернатора.

К сожалению, мы не знаем, кто составил первый городской театральный кружок и какие именно пьесы были поставлены. Но можно сказать, что с этого времени любительские театральные постановки в Усть-Сысольске вошли в традицию, проходили ежегодно в зимнее время 2 раза в месяц. Местом для таких представлений служили купеческие дома.

Учительница Феоктиста Ивановна Забоева вспоминала, что, по рассказам ее родителей, в 40-50-е годы XIX века в Усть-Сысольске постоянно ставились любительские театральные спектакли. «Пьесы разыгрывались» в доме бывшего купца (к тому времени он разорился и перешел в мещанство) Ивана Андреевича Еремеева, некогда купленном им у С. Г. Суханова (дом этот помещался «за кварталами», на самом «краю обрыва Сысолы»). «Дом был двухэтажный, было много комнат, были и большие комнаты-залы, где можно было установить сцену и разместить человек 60-80 зрителей. Разорившийся купец-старик Еремеев жил в этом доме совсем один и охотно отдавал в аренду свой дом за самую низкую цену под театральные представления».

Ученицы Усть-Cысольского женского училища в карнавальных нарядах. Фото из архива А. Г. Малыхиной

.

После смерти И. А. Еремеева в конце 50-х годов XIX века его вконец обветшавший дом был разобран, а спектакли стали ставиться в здании бывшей ратуши, где имелся довольно просторный зал.

Цена билетов колебалась в зависимости от расположения мест: 1-й ряд – от 80 копеек до 2 рублей, в последнем (12 ряд) – от 30 до 50 копеек, детские билеты стоили от 20 до 40 копеек. Для бедного городского люда были выделены «места за скамейками» - от 15 до 30 копеек.

Состав труппы, разумеется, не был постоянным. В каждом спектакле участвовало 10-15 человек. Но общее число актеров для такого маленького города было весьма внушительным. Судя по сохранившимся рукописным афишам 1871-1874 годов, в спектаклях принимали участие около 40 человек. Прежде всего, это учителя, чиновники и их жены и дочери, а также молодежь из купеческих и образованных мещанских семей.

В их числе учитель В. Е. Кичин (штатный смотритель уездного училища), дочери купца И. Н. Забоева Феоктиста (с 1872 года - учительница) и Антонина (ей еще предстоит стать педагогом), сын известнейшего в городе купца М. Н. Латкина Иван Латкин, лесничие Ф. А. Павлинов и А. О. Некраш, а также жена последнего Е. Некраш, учителя уездного училища Н. Тильтин, А. Воронецкий (преподавали рисование и черчение) и В. Фалин (учитель арифметики и геометрии), жена акцизного надзирателя Э. А. Красильникова, И. С. Кишкина, М. М. Никитин и Л. М. Никитина (скорее всего, дети уездного исправника М. И. Никитина), А. Ф. Кульчинская (по-видимому, дочь помощника уездного исправника Ф. Кульчинского) и другие. В спектаклях 1876 года участвовали еще и врач М. И. Тур, учитель Н. В. Кокшаров, сын протоиерея Вонифатия Кокшарова, жена коллежского асессора Н. Засодимская.

Артисты-любители, в основном интеллигенция города, выступали в театре безвозмездно. Собранные от спектаклей средства шли в основном на покрытие расходов за аренду помещения, на приобретение грима и других хозяйственных нужд, но также и на благотворительные цели. Рукописная афиша 1871 года извещала о спектакле в пользу учениц женской гимназии. Это была комедия П. А. Каратыгина «Разбитая чашка».

Сбор от спектакля «Женитьба» Н. В. Гоголя был передан в пользу арестантов городского замка; несколько спектаклей были даны в пользу пострадавших от голода жителей в Самарской губернии, жителей Тираспольского уезда Херсонской губернии, пострадавших от неурожая.

На рубеже XIX – начала ХХ вв. центром театральной деятельности в г. Усть-Сысольске стал народный дом, в котором имелся большой зал со сценой. Здание было построено в 1890-м году, располагалось на территории нынешнего городского парка.

Народный дом общества трезвости в Усть-Сысольске, где с конца ХIХ века устраивались лекции, концерты и театральные постановки на русском языке

.

Газета «Вологодские губернские ведомости» 1900 года от 11 февраля писала: «в городе имеется клуб, в котором устраиваются танцевальные вечера, маскарады и спектакли, во время которых играет образовавшийся здесь не так давно оркестр любителей. Помещение хотя и не велико, но обставлено настолько, что имеет вид небольшого театра – со сценой, оркестром и прочим.

20 января в помещении клуба дан был спектакль, прошедший вполне удовлетворительно. Поставлена комедия Полонского «Чужие роли». 2 февраля состоялся 3-й спектакль, шла комедия Островского «Не в свои сани не садись» и в заключении водевиль с пением «Гамлет Сидорович и Офелия Кузьминична». Спектакль прошел очень дружно, с хорошим ансамблем…». 

Репертуар любительского театра был довольно разнообразен, ставились пьесы русских и зарубежных авторов: «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина, «Лекарь по неволе» Мольера, «Усмирение своенравной» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, «На дне» М. Горького, инсценированные рассказы А. Чехова и другие. Но самыми популярными были всегда пьесы А. Островского «Свои люди сочтемся», «Без вины виноватые», «Бедность – не порок», «На бойком месте», «Не в свои сани не садись».

В мае 1917 года усть-сысольским любительским театром впервые на зырянском языке был поставлен спектакль по пьесе Н. Гоголя «Женитьба» под руководством Н. Богословского. Перевод пьесы был коллективным. Полный сбор от спектакля выразился в сумме 386 рублей 36 копеек, большая часть которого была отправлена соотечественникам, находящимся в австро-германском плену.

Первая национальная драма на коми языке «Ыджыд мыж» (Большая вина) была поставлена на усть-сысольской сцене в 1919 году труппой коми артистов-любителей.

Живые картины по сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» в исполнении учеников городского училища

.

Актеры-любители после спектакля по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Начало ХХ века

.

Из источников:

Рогачев М. Б. Столица зырянского края : очерки истории Усть-Сысольска конца XVIII - начала XX веков / [М. Б. Рогачев]. - Сыктывкар, 2006. – Гл. 10: Новости культурной жизни», С. 220-225.

Чисталева Т. «Честь имею донести, что…»: из истории коми театра // Вестник культуры Коми ССР. 1992. №4. С. 15-20.

Первые театральные представления // Коми театр : время и люди. Сыктывкар, 2013. С. 7.

 

Другие источники:

Ишимова А. И. Уездный город 100 лет назад : из воспоминаний А. И. Ишимовой // Голос минувшего. 1923. № 2. С. 49.

Документы: Письмо вологодского гражданского губернатора усть-сысольскому городничему о разрешении открыть театр в г. Усть-Сысольске. Ноябрь 1831 г. // Культурная жизнь Коми края, 1800-1917 гг. : сборник документов и материалов / М-во культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Гос. учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» ; [сост. И. П. Жижева и др. ; ред. Е. В. Гуляева и др.]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017.– С. 28.

Документы: Реестр пьес, предназначенных к представлению в домашнем театре в г. Усть-Сысольске. апрель 1833 г. // Культурная жизнь Коми края, 1800-1917 гг. : сборник документов и материалов / М-во культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Гос. учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» ; [сост. И. П. Жижева и др. ; ред. Е. В. Гуляева и др.]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017.– С. 28-29.

Фото (ученицы Усть-Сысольского женского училища в карнавальных нарядах), нач. века // Дым Отечества : историко- краевед. вып. «Республика», 2006-2007. Сыктывкар, 2011. Вып. 6. С. 399. (из архива А.Г. Малыхиной)

Кощавцев В. Самодеятельный театр в Усть-Сысольске : [XIX в. ] // Красное знамя. 1989. 11 апр.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика