Теги позиции, похожие позиции
Территория:Сосногорск
Тематика:История
 
Воркута. 40 лет. 1943-1983 : [комплект фотографий]. - , [1983?]. - 15 л.
 
Коми АССР [Изоматериал] : [комплект из 20 открыток] / фото Галины Кмит. - [М.] : Совет. худож., 1966. - 1 обл. (20 отд. л.) : черн.-бел. ; 9х14 см. - 50 000 экз. - 22 к.
 
C 2009 года в селе Усть-Ухта в конце августа проводится любимый жителями Сосногорского района национальный фестиваль «Сосногорье»
 
Территория: 16,5 тыс. кв. км; Население 42,6 тыс. чел.
 
Парижса Коммуна / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1923. – 18 марта. – Пер. загл.: Парижская Коммуна.
 
За занавесом и кулисами : (Театральные «разоблачения») / Нёбдiнса Вiттор // Югыд туй. – 1926. – 7 апр. 
 
Мытарства туземной газеты / В. Савин // Красный журналист. – 1921. - № 7-9. – С. 479-482.
 
Анюта Безсонова / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 8 авг.   
 
За храбрость / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1927. – 10 марта.
 
Наш праздник / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 5 мая.  

Сосногорский район

В настоящее время на территории Сосногорского района можно выделить два основных территориальных направления, где сохранились объекты, характеризующие его ГУЛАГовское прошлое.

Первое из них связано с историей строительства железнодорожной магистрали Котлас-Воркута и охватывает населенные пункты от города Сосногорска до станции Ираель. Здесь интерес представляют такие поселки как Малая Пера и Вис.

Организационно они входили в структуру Северного железнодорожного лагеря (Севжелдорлага) и возникли в период с конца 1930-х - начала 1940-х гг. С 1950-х гг. в ходе реорганизации они влились в другую лагерную структуру Печорлаг.

Второе направление связано с зарождением и развитием газовой и нефтяной промышленности, включая такие населенные пункты, как поселки Вой-Вож, Кирпичный, Верхнеижемский и деревня Крутая.

Эти населенные пункты в рассматриваемый период составляли отдельные структурные подразделения Ухтпечлага, а затем его преемника Ухтижемлага.

.

Станция Ираель. В начале 1950-х гг. здесь располагались 24 лагпункта. Главная задача лагеря состояла в строительстве вторых путей железнодорожной магистрали Котлас-Воркута и поддержание ее в рабочем состоянии.

Возникновение и развитие поселка Малая Пера, расположенного в 85 километрах севернее от г. Сосногорска и в 20 км южнее от станции Ираель, связано с процессом спецпереселения в республику. Первые жители появились здесь в конце 1930-х годов.

Это были строители, рубщики леса, которые готовили трассу для будущей железной дороги. Когда началась плановая заготовка леса, поселок перепрофилировали. И он стал лесопунктом Ухтинского леспромхоза. Но зоны вокруг сохранились – в Висе, Ираеле, Седьвоже, Лемью. А население поселка складывалось из спецпоселенцев.

Главными занятиями спецпоселенцев в поселке Малая Пера были заготовка и вывозка леса. В самом поселке лес потом разделывали на шпалы. Готовые шпалы использовали при строительстве вторых путей железной дороги Котлас – Воркута.

Поселок Вис. История его возникновения также тесным образом связана со строительством Северо-Печорской магистрали, соединившей промышленные центры нашей страны с топливной базой Крайнего Севера. Здесь возникают три лагпункта: № 14, № 15, № 16. Примерно в 12 км западнее поселка Вис находится еще один лагпункт – колония № 24.

Основными богатствами республики наряду с древесиной и каменным углем были и остаются нефть и природный газ. Первенцами в освоении запасов этих полезных ископаемых стали населенные пункты, как поселки Верхняя Омра, Нибель-2, Войвож, Кирпичный, Верхнеижемский.

Основной рабочей силой при освоении месторождений нефти и газа являлись заключенные. В поселке Крутая был создан лагпункт № 17, где разместили до двух тысяч человек.

Одновременно в поселке Крутая создали Управление Верхнеижемского лагеря. Для технического руководства работ по освоению месторождений газа и нефти сюда были направлены профессиональные геологи, буровики, строители, инженеры из числа политических заключенных и вольнонаемных.

После открытия газонефтяного месторождения потребовалось построить тракт – дорогу Чибью – Крутая. А затем продолжить ее до Войвожа и Нижней Омры. Эту дорогу строили заключенные в количестве 2,5 тысяч человек. А дальше к ее строительству привлекли спецконтингент, состоявший в основном из советских немцев и корейцев.

.

30 августа 1996 г. состоялось открытие мемориального памятника жертвам политических преследований, расположенного на месте бывшего отдельного лагпункта № 14.

.

Источники:

Страницы истории политических репрессий в Коми АССР: Сборник работ студентов и школьников Республики Коми / Составитель и редактор М. Б. Рогачев. – Сыктывкар, 2003. – 75 с. С. 49-53.

Тарасов И. Поселок начинался с неволи // Заря Тимана. – 1997. – 3 июля.

Бубличенко В. Н. По пути памяти и скорби // Известия общества изучения Коми края. Научно-популярный краеведческий журнал. – 2006. – 3 (9).

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика