Теги позиции, похожие позиции
Территория:Прилузский район
Тематика:Ремесла
 
Поэт. Его стихи – это стихи о природе, о любви
 
Вошел в историю коми художественного слова как автор крупных эпических произведений
 
Член городского объединения художников и мастеров Печоры. Член Союза Мастеров Республики Коми. Известный мастер по изготовлению кукол
 
Член Союза мастеров Республики Коми, народный мастер России, член Союза художников России
 
Вышивка как вид украшения ткани в Коми крае была менее распространена в сравнении с узорным ткачеством и вязанием
 
Народная одежда коми близка по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов
 
Из кости и рога изготавливались самые разнообразные бытовые предметы: сосуды, пороховницы, солонки, гребни, расчески, копоушки, игольницы, наперстки
 
Вӧрса – лесной дух-хозяин, леший
 
«Мама - Москва» (2008), «Нанолюбовь» (2010), «Вдребезги» (2011), «Всё и сразу» (2013), «Стартап» (2014), «Адаптация» (2017), «Деревенский анекдот» (2016), «Василиса» (2016)
 
Территория: 13,2 тыс. кв. км.; Население: 16,7 тыс.чел.

Катание валенок

В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера – валяльщики. Катать валенки коми мужики ходили артелями в соседние губернии: Вятскую, Пермскую.

Катанием обуви занимались исключительно по заказу и из материала заказчика. Из-за недостатка сырья для катания этот промысел был преимущественно отхожим. Уходили в Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии или же в другие волости, преимущественно северные, в своих уездах.

История возникновения этого ремесла в Прокопьевке Прилузского района такова. Люди сначала пользовались услугами заезжих из вятской волости мастеров, которые приезжали зимой, останавливались на постой к знакомому крестьянину и раскладывали свои инструменты. Промысел вятчан нашёл вскоре последователей и среди жителей Прокопьевки. Уже после Великой Отечественной войны прижился в селе «отходчик» из вятской деревни Заимка по прозвищу Четысь Васька. Женился он на местной вдове. Научились у него ремеслу пимокатчики супруги Лобановы – Николай Петрович и Аксинья Ефимовна (на фото). Аксинья Ефимовна – мастер по изготовлению валенок. Валенки у нее получались мягкими и тёплыми.

Самыми крепкими валенками считаются серые катанки. Чёрные заслужили славу самых практичных. Крепче и качественнее обуви, чем из шерсти молодой овцы, считалось у коми, нет. Впервые снятая шерсть обычно шла на валенки детям.

Шерстяные волоски мастера скрепляют между собой специальной скалкой. Катают по столу лохматые пласты почти как тесто.

Что только не вытворяют с гигантского размера носком – будущим валенком! Поливают кипятком, трут металлическим прутом, засовывают в чрево русской печи. Вытаскивают с пылу-жару – и шлифуют пемзой. В отличие от сапог два валенка – совсем не пара. Ведь делаются они не по лекалам, а самопроизвольно. На левый и правый они не делятся, а во время носки принимают форму хозяйской стопы.

Самый главный момент при изготовлении валенок: необходима шерсть отличного качества, летняя - для хорошей связки, короткая, длиной со спичечный коробок. Шерсть не сушат, иначе изделие не получится. Шерсть для начала треплют руками, а затем чесалкой.

Берётся 400 граммов шерсти и делится пополам. На столе расстилается большой кусок ткани, на который тонким слоем выкладывается шерсть и обрызгивается водой. Берётся круглая палка, на которую заворачивается шерсть вместе с тканью. Всё это разминается до получения одного пласта.

По заранее изготовленной из клеёнки форме пласт соединяется, при этом добавляется шерсть на место соединения.

У валенка получилось пять сторон. Сначала на одну сторону (начинаем с передней части) от верха к подошве добавляется два слоя шерсти. Таким же образом шерсть добавляется с боков и сзади. Процесс выполняется по определённой форме. Таким образом, постепенно, поворачивая заготовку, мастер добавляет шерсть, пока не заканчивается необходимое количество шерсти.

Полученную заготовку обжимают и уплотняют - таким образом делается войлок. Этот процесс трудоёмкий. После получения войлока, его продолжают валять с помощью воды. Заготовки складывают в горячей воде. Через определённое время войлок смягчается, его вынимают из воды и колотят. Начинается катание заготовки: чижом оформляется носок, вальком - подошва, голенище раскатывается.

Затем заготовка вновь опускается в горячую воду, и мастер снова колотит – катает. При этом в носок вставляется чиж поменьше. Сушат готовые валенки в русской печке и шлифуют пемзой.

.

Источник:

Информация предоставлена Центральной межпоселенческой библиотекой им. В. В. Юхнина МУ «Прилузская МЦБС»

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика