Теги позиции, похожие позиции
Территория:Прилузский район
Тематика:Ремесла
 
Вошел в историю коми художественного слова как автор крупных эпических произведений
 
В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера - валяльщики
 
Замшеделие – это переработка оленьих шкур в кожу (замшу, ровдугу) посредством специального дубления, традиционное ремесло северных коми
 
На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, холст для рубах, полотенца. Материалом были лен и конопля
 
Вӧрса – лесной дух-хозяин, леший
 
Пера – фольклорный герой-богатырь
 
«Луза дорса гаж» («Веселье на берегу реки Лузы») - ежегодный фольклорный праздник Прилузского района
 
Территория: 13,2 тыс. кв. км.; Население: 16,7 тыс.чел.
 
В Прилузском районе по реке Луза в Ношульском сельсовете были образованы 5 спецпоселков (Немецкий, Велдоръя № 3, Усть-Вель № 6, Соръель № 8 и Чесъель № 31)

Народная одежда коми

Народная одежда коми близка по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов.

.

Мужской костюм

Основной частью мужского народного костюма служила рубаха - «дӧрӧм». В XIX в. их обычно шили из белого холста, пестряди, а позднее, в конце XIX - начале XX вв. и из ситца. Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. На правой стороне груди делали разрез.

Штаны (гач) у коми были также близки к старинному типу штанов русских крестьян. Нижние - шили из сурового холста - глухие, на вздержке, между штанинами вставляли клинья. Верхние штаны для лета шили из пестряди, чаще всего синие в белую полоску, а зимой - из домотканного, реже фабричного дешевого сукна или бумажного трико обычно черного цвета.

Коми обычно носили штаны с сапогами, или с низкой кожаной обувью или галошами, заправляя концы в наговицы или длинные шерстяные чулки, поэтому их делали слегка суживающимися книзу.

Простейшим видом верхней одежды, надеваемой поверх нательной рубахи и штанов, служил «шабур» - глухая одежда, сшитая из грубого синего или сурового холста. Такая рубаха называлась «юр дӧрӧм». Эту одежду носили мужчины и женщины как рабочую блузу обычно подпоясанной. Мужчины носипи ее летом, отправляясь на охоту, женщины - когда ехали в лес за дровами или за сеном.

Зимней одеждой у коми служит шуба - «пась» со сборами, нагольная или покрытая сукном. Слово «пась» у коми (как и удмуртов) означает одновременно шкуру и одежду, что указывает на древнее происхождение этого вида одежды.

У ижемских коми наиболее распространенным видом одежды являлась малица («малича») - глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами. Шьют малицу женщины на руках, нитками служат сухожилья. Мужчины надевают малицу поверх пиджака и брюк. Сверху малицы носят еще специальный чехол «малича кышан», сшитый из сатина или какой-либо хлопчатобумажной ткани.

В сильные морозы, отправляясь в дорогу, ижемцы надевают «совик» - глухую одежду из оленьего меха, такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. Совик надевают поверх малицы.

Непременным предметом мужской одежды были пояса. Мужские пояса различались по материалу и технике изготовления (тканые из шерсти, плетеные из ниток, кожаные), а также по длине и ширине в зависимости от назначения.

.

Женский костюм

Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северно-великорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфичными головными уборами.

Основным элементом женского костюма является рубаха («дӧрӧм»). Раньше рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой. Длинная женская рубаха состояла из двух частей: верхней («сос») и нижней - «мыг» (станина, стан).

Поверх рубашки девушки и замужние женщины носили сарафан «сарапан», который подпоясывали узорным поясом. Шили сарафаны из различного материала: из крашеного холста, набойки, домотканной пестряди, фабричных тканей.

Спереди сарафан зачастую делали на вздержке, а сзади закладывали складки или собирали. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева и бахрому.

Поверх сарафана коми женщины носили запон - передник без нагрудника.

.

Головные уборы

Большим разнообразием отличаются головные уборы.

Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш. Жившие на берегах реки Летки девушки носили берестяной обруч, обтянутый красным сукном и обшитый разноцветным бисером - вероятно, наиболее древный из традиционных головных уборов коми девушек.

Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани.

К традиционным головным уборам коми-зырянок относится сборник. В прошлом женщина впервые надевала сборник на свадьбу и носила затем по праздникам, примерно до 45-50 лет.

Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. К этой группе относится свадебный и праздничный головной убор ижемок «треюк», или как его еще называли «ошувка». Шили треюк из парчи с подкладкой из коленкора или сатина. Под треюк надевали простой чепец - «волосник», а сверху покрывали красивым шелковым платком с бахромой - «сырья чышьян». Волосник представлял собой род чепца из пестрого ситца, дно его было овальной формы.

В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока - «юр кӧртӧд».

.

Традиционная мужская и женская обувь

Традиционная мужская и женская обувь у коми почти не различалась по покрою. В зимнее время носили валяную обувь (тюни, катанки, ишим) - валяные головки с пришитыми суконными или холщовыми голенищами. В северных районах зимой носили: «тӧбӧк» - сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу; «пимы» - сапоги с голенищем выше колен, также сшитые из оленьего меха ворсом наружу.

В качестве весенней и осенней обуви коми оленеводы носили «кисы» - головка сшита из оленьего камуса, а голенища высотой до 20 см - суконные или кожаные. Охотники и рыболовы пользовались специальной обувью для промысла: осенью - кожаные сапоги с длинным голенищем (бакилӧ), а зимой - особые лыжные ботинки (лызь кӧм), которые шились из одного куска тонкой сыромятной кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками. Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками (кузь сера чувки), которые завязывались под коленом специальными повязками. Меховую обувь носили с меховыми чулками - липтами, которые шились мехом внутрь.

Летом и осенью коми носили: поршни (чуктӧм, чарки), сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком; кӧтi - кожаную обувь с невысоким суконным голенищем. Такую обувь носили поверх холщовых портянок или шерстяных узорчатых чулков.

На Лузе и Вычегде носили лапти (нинкӧм), плетеные из бересты и липового лыка.

.

.

Традиционные костюмы в Прилузском районе Республики Коми

Одежда и обувь коми крестьян близки к северорус­ской одежде и обуви, но имеются определенные отли­чия. Обувь достаточно разнообразна.

Крестьяне Коми края носили кожаную обувь - уледи, коты, чарки, ботинки, сапоги. Простейший вид обуви - чарки, которые представляли собой присборенную у щиколотки на ремешок обувь, сшитую из сыромятной кожи. Коты (kӧti) - невысокие ботинки, сзади которых пришивалась кожаная петля, в которую продевались шерстяные шнурки для обвязывания ног поверх голе­нища, подобно оборам у лаптей. Женщины коты наде­вали поверх шерстяных узорчатых чулок.

Лапти (нинкӧм), как основной вид обуви, был распространен в Прилузском районе в селениях Летского бассейна.

Ре­меслом плетения лаптей из липовой коры владел прак­тически каждый взрослый мужчина любого летского поселения. Мужчины и женщины имели повседневную и праздничную пару лаптей. По свидетельству старо­жилов района, лапти носили и зимой, обматывая верх портянками. Оборы (нинкӧмгез) делают из лыка или веревок. Для портянок (нямӧд) ткали специальный тол­стый холст. Лапти и берестяную обувь - «бӧсики» носи­ли летом и осенью.

В Черныше носили обувь из кожи - коты, они были короткими и без каблу­ков.

Носили лапти и в Объячево. «Липа в этих местах ред­кость, только по р. Лопью иногда встречается. Поэтому в основном носили обувь из бересты - «бӧсики», кото­рая была самой главной обувью на сенокосе.

Головной убор сорока. Вид сзади. 2006 год

Жители Прилузского района сохранили комплекс одежды, который носили крестьянки вплоть до 70-х гг. XX в. В селениях Читаевского поселения лапти тоже но­сили, но была обувь и кожаная, сшитая из выделанной кожи. Были ботинки с завязками, называли их «румын­ками».

Пошив одежды производился, в основном, в семье. Женщины владели мастерством пошива одежды, толь­ко для изготовления верхней зимней одежды привле­кали портных.

Женская одежда была более разнообразна. Она чет­ко делилась на повседневную и праздничную.

Основным видом женской одежды был сарафан. Он был холщевый, повседневный из домотканого холс­та или ситцевый (сатиновый) из купленной ткани. На праздники старались надевать сарафаны цветные или из красного кумача. Сарафан шили точно по фигуре. Сарафан был искусно присборен и держался на узких лямках, окантованных яркой тканью.

Под сарафан одевалась рубаха (улдӧр кӧрӧма) - нижнее платье, состоящее из верхней части с длинным рукавом и юбки, составляющей единое целое. Нижняя часть, которая не видна под сарафаном, как правило, из холста. Верхняя часть была сшита из сатина, шта­пеля или ситца и представляла собой длинную рубаху, присборенную у ворота и оформленную воротником-стойкой. Боль­шое значение придавали шитью рукава. Рукава у за­пястья присборивали и пришивали тесьму яркого цвета. На груди делали прямой разрез с двумя застежками на воротнике. Эту часть костюма дополнял фартук (запон), который логично завершал костюм с сарафаном. Фартук шили из прямоугольного куска ткани, внизу фартук также был присборен тесьмой в тон сарафану. Он подпоясывался на талии и завязывался сзади. Фартуки праздничные были ярких то­нов, а повседневные более темных цветов.

Длина сарафана была классической, ниже колен на 10-20 сантиметров, праздничные сарафаны были длин­нее.

Прилузский тип женского сарафана и традиционный мужской костюм коми

Рубаха (кӧрӧма) была как нижней, так и верхней, ко­торую носили самостоятельно, без сарафана, называ­лась она - велдор кӧрӧма. Эта рубаха была сшита из холста лучшего качества. Покрой рубахи аналогичен северновеликорусскому: она сшита без воротника, на груди прямой разрез с одной застежкой под крючок. Рукава длинные и широкие, сборок и тесьмы у рука­ва, как у нижней рубахи, нет. Такие рубахи делали из пестряди или белого холста. Рубахи из белого холста украшали вышивкой у воротника и плеч.

Обязательным атрибутом женского сарафана был пояс (юкӧс). Они были различной ширины. На праздни­ки надевали широкие пояса с кистями.

Повседневной одеждой была «синюха», выполнен­ная из крашеного холста, получившая свое название от синего цвета изделия. Сарафан изначально нес стиль нарядности и торжественности, «синюхе» же был предназначен домашний удел.

Были распространены и холщовые юбки в синюю клетку, позже юбки-шотландки в клетку из покупных тканей.

Большое внимание в селениях Прилузья уделялось головному убору женщины. Голова женщины была всег­да покрытой. В летских селениях головным убором была сорока: праздничная и повседневная. «Голова» сороки была расшита сложным узором и со­держала в себе элементы оберега. Два «крыла» были выполнены из тончайшего холста с узором в конце крыльев. Очень нарядно выглядит «хвост», в орнамен­те которого преобладают геометрические фигуры. Все вышивание выполнено тонкими льняными, шелковыми и шерстяными нитками.

Повседневная сорока состояла из красного платка, концы которой выводились и завязывались на затыл­ке. Сверху завязывался другой цветной платок. Такой головной убор в селах Объячево, Читаево носил назва­ние «русска чышъян» (русский платок).

Свадебным головным убором девушки в селениях по р. Летке был обруч, изготовленный из узкой полоски бересты, обтянутый красным сукном и расшитый раз­ноцветным бисером. Назывался он «головедеч».

Зимним головным убором были шерстяные платки, в основном, покупались у приезжих купцов.

Мужской костюм состоял из длинной холщовой ру­бахи навыпуск с поясом, холщовых штанов (гач), в ос­новном, белых. Верхней одеждой был зипун (дукӧс), зимней одеждой была овчинная шуба (тулъя пась). Шубы были приталенные и расширенные книзу.

Пояс (вӧнь). 2006 год

Женская верхняя одежда состояла из шушуна, кото­рый шили из толстого льняного полотна или толстого сукна, в межсезонье носили верхнюю одежду - шабур, из плотного белого льна. Зимой носили шубы, они были приталенными и расширенными книзу. Мужской и жен­ской одеждой является сукман - свободное пальто из коричневого сукна домашнего производства. Зимней мужской и женской обувью являлись валенки.

.

Источники:

Сарафан да кафтан : традиционный костюм коми народа : дайджест / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», Центральная городская библиотека ; сост. : Н. Н. Прикуль, М. А. Першина. – Сыктывкар, 2008.

Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. - [Б. м.] : [б. и.], 2006 (КОГУП «Кировская обл. тип.»). - С. 72.

Этнографическая электронная энциклопедия (komi.com/folk/komi/)

Фото с книг:

Народные художественные промыслы и ремесла Республики Коми : [альбом] / М-во национальной политики Республики Коми, Некоммерческое партнёрство по развитию народный промыслов и ремёсел «Коми ремесленная палата»; [авт. текстов, сост.: И. М. Уткина, Л. М. Костарева]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017. - 71 с.

Зыряне - народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. - Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 (Коми респ. тип.). - 199 с.

Грибова Любовь Степановна. Декоративно-прикладное искусство народов Коми / Л. С. Грибова; АН СССР, Коми фил., Ин-т яз., лит. и истории. - Москва : Наука, 1980. - 239 с., [2] л .ил. с.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика