Теги позиции, похожие позиции
Личность:Герои коми преданий и сказок
Территория:Княжпогостский районСыктывдинский районСысольский районУдорский районУсть-Вымский районУсть-Куломский район
Тематика:Мифология
 
Один из самых крупных коми писателей первой половины ХХ века, внесший значительный вклад в развитие национальных форм коми искусства
 
Православные святыни Республики Коми [Изоматериал]. Храмы : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская. - Сыктывкар : [б. и., 2005?]. - 1 обл. (13 отд. л.) : цв. офсет.
 
90 лет Республике Коми [Изоматериал] : [набор открыток] / Коми респ. тип. ; текст: Галина Лавриненко; пер.: Юлия Скупченко. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2011. - [15 .] л. : ил.
 
Вӧрса – лесной дух-хозяин, леший
 
Васа – водяной, дух-хозяин воды
 
«Золотая женщина» – «Золотая баба», легендарный идол
 
Йиркап – герой преданий Вымских коми-зырян
 
Олыся – домовой
 
Ошлапей – нижневычегодский колдун
 
Паляйка – нижневычегодский колдун

Чудь

Чудь - мифический народ, персонажи мифического времени, связанные с представлениями о первопредках, персонажи легенд о древнем народе, у коми-пермян персонажи быличек, духи.

Мифы о Чуди - персонажах мифического времени, распространены в основном, среди коми-пермян. Чудь - это черные зооантропоморфные существа (поросячьи ноги, волосатость). Универсум чуди представляет собой максимально сжатое по вертикальной оси пространство, в котором расстояние от неба до земли измеряется вытянутой рукой чудинки.

Сжатость пространства обуславливает карликовость Чуди (для Чуди - трава как лес; Чудь укрывается под зубьями бороны). «Кустистость» злаков, колошение по всему стеблю (к тому же Чудь не сеет хлеб, он растет сам по себе) предполагает отсутствие голода и выражает идею благоденствия Чуди. Дети Чуди обладают способностью ходить и говорить с рождения. В совокупности эти характеристики являются выражением мифологической концепции Золотого века.

Чудь карликовая. Художник Ю. А. Лисовский

Основной пафос мифов о Чуди заключается в идее преобразования идеального мира Чуди в современный несовершенный мир. Вина за это целиком лежит на Чуди, поэтому в текстах акцентируется внимание на «неправильных», с точки зрения рассказчика, действиях Чуди, вызвавших необратимые изменения мира. Так, Чудь роет ямы на месте пахотных земель, косит сено долотом, вместо топора использует сечку, злаки жнет шилом. Зерно хранит в паголенках и т. п.

Хаотические действия и поведение Чуди выражает также идею разрушения мира карликов. Конечная точка распада обозначена мотивом «грехопадения». Чудская женщина приклеивает к небу блин, которым вытерла до этого зад ребенка. Этим она оскверняет небо, Ена, небесного бога, а также пищу, данную Еном. Сравните версии: Чудская женщина задевает небо концом коромысла и оно, оскорбившись, уходит вверх; Чудь, устав жать хлеб шилом, рвёт куст руками, Ен проклинает его и небо уходит вверх.

Происходит замена кустистых злаков, растущих «вширь», злаками с одним колосом, растущими «вверх»; начинают расти высокие белые березы. Одновременно происходит смена карликовой Чуди высокими людьми. Новые люди противопоставлены Чуди как высокие-низким, белые-черным, кроме того, люди утрачивают способность ходить и говорить с рождения, а также обретают другой (логический) тип сознания. Все это фиксируется как собственно человеческое состояние, в отличие от предыдущего, чудского как нечеловеческого. Не в состоянии приспособиться к наступившим изменениям, Чудь гибнет, погребая себя в ямах. Самоубийство Чуди вызывает появление в мире Смерти, сама же Чудь демонизируется. Таким образом, мифическое время карликовой Чуди меняется профанным (эмпирическим) временем «высоких» людей.

Гибель карликовой Чуди дублируется в различных версиях. Наиболее известные версии связаны общим мотивом найденного Чудью серпа, знака грядущих изменений. Неправильные действия по отношению к серпу вызывают гибель Чуди: 1) серп переворачивает лодку, и Чудь тонут в воде; 2) серп отрезает Чудь голову, из его утробы выползают гады, насекомые, духи и человек; 3) увидев серп, Чудь превращается в ящериц.

Демонизированная Чудь известна как чуды, но это уже мифологические существа исторического времени, принципиально отличающиеся от Чуди Золотого века. По представлениям коми-пермян чуды являются злыми духами, обитающими в темных местах, заброшенных домах, в банях, в овинах, в погребах, в лесу, в воде и т. п. Внешне они имеют облик карликовой Чуди, при этом они невидимы, но могут являться в облике человека или животного. Чуды в образе жизни подражают людям: женятся, рожают, едят, пьют, держат скот и т. п. Чудь «меняют» детей; выполняют функции святочных духов.

Чудь-чердачный. Художник В. Н. Оньков

В мифопоэтической традиции под Чудью также понимаются: 1) богатыри и язычники коми; 2) иной, не коми народ; 3) разбойники; 4) раскольники. В представлениях коми-пермян чудские богатыри, легендарные герои, основатели ряда коми-пермяцких селений, чудских городищ (кар), располагавшихся на высоких речных берегах. Известны названия некоторых городищ: Курoгкар, Ошмыс, Быльдoгмыс, Карла и т. д. Чудские городища были связаны между собой подземными ходами, дорогами.

Богатырская Чудь отличалась воинственностью, высоким ростом и необыкновенной силой. Эти качества Чуди определяют такие известные фольклорные мотивы, как перебрасывание Чуди из кара в кар друг-другу палиц, топоров, камней, скатывание бревен с высокого берега на нападающих врагов. Богатырская Чудь воюет с нападающими врагами, со Стефаном Пермским, с хтоническими силами (Пера), выполняет культуртрегерские функции (Кудым-Ош). С приходом новых людей (непосредственных предков современных); с наступлением христианской эры или нового времени чудские богатыри погребают себя в ямах. По другой версии - обращаются в камень. После гибели чудские богатыри становятся покровителями ими основанных населенных пунктов.

Общим для коми-зырян и коми-пермяков следует считать образ Чуди как предков-язычников. Основным источником сведений о языческой Чуди являются предания, сюжетика которых строится вокруг мотива исчезновения Чуди из данной местности после христианизации населения. Принявшие православную веру становятся коми, тогда как некрещеные остаются Чудью, которая: 1) погребает себя в ямах; 2) уходит с этой территории; 3) вступает в конфликты со Стефаном Пермским.

Предания о самопогребении Чуди относятся к числу наиболее распространенных. Городища Чуди находятся на холмах, зафиксированных в современной топонимике как «чудские»; имеются сведения и о Чудских озерах. Найденные в таких местах крупные кости коми-зырян и коми-пермяков считают костями чудских богатырей.

Жилищами Чуди служат пещеры, чаще землянки или ямы, крыша которых держится на четырех столбах. Не желая принимать новую веру, герои преданий семьями заходят в землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы. Места самопогребения Чуди называют чудскими ямами. В этих местах может «являться» Чудь, здесь «чудится», поэтому чудские ямы считаются «нечистыми». Тем не менее, еще в 20-30 гг. на чудских могилах совершались обряды поминовения Чуди коми-пермяками важэсӧ касьтылӧм «поминки по древним». С этими местами также связаны представления о кладах Чуди, якобы могущих явиться здесь в образах различных животных.

Параллельно с преданиями о самопогребении Чуди бытуют предания о Чуди убегающей. Чудь сопротивляется христианизации, но вынуждена уйти. Коми-зыряне считают, что Чудь ушла на север, где смешалась с ненцами и обскими уграми. Путь движения Чуди обозначен топонимами, объясняющими обстоятельства миграции.

Из с. Пезмог Чудь уходила по дороге Важ йӧз туй «дорога древних людей». На верхней Вычегде часть уходящей Чуди погибает на Чудин ты «Чудское озере» и на речной косе Чудин лыа «Чудская коса». На р. Вишере ряд топонимов связывают с бегством и гибелью безымянной чудинки. Убегая, она теряет свои вещи, которые дают названия ряду ручьев, озер, рек. В Сапӧга шор «Сапожный ручей» чудинка утопила сапог, в Сiсь пася ты «оз. Гнилой шубы» она бросила шубу и т. п., наконец в р. Нившере она тонет сама, поэтому в народе название реки производят от ныв сьӧра букв. «с девушкой». На Удоре распространены предания о Чудской княгине, бросающейся в воду после того, как Стефан Пермский подплывает к ней на каменном плоту. (Удораса ӧксань) Убегающая Чудь не в состоянии унести с собой все золото и прячет его в заговоренных местах, а также на дне некоторых озер.

Отношение к языческой Чуди амбивалентно. Чудь признаются непосредственными предками коми-зырян и коми-пермяков, однако язычество связывается с культурной отсталостью, дикостью: сравните присыктывкарский и нижневычегодский диалекты Чудская кодь «нелюдимый, дикий», буквально «как Чудь»присыктывкарский и верхневычегодский диалекты чудъявны, среднесысольский чуйдалны, нижневычегодский чуйтьчины «быть нелюдимым, боязливым, диким, одичалым».

Чудь связана с «нечистотой», отсюда представления о происхождении Чуди «от сатаны». Коми-пермяки, признавая Чудь своими предками, все же утверждали, будто Чудь - язычники, а коми-пермяки всегда были православными. Ямы, землянки, в которых якобы жила Чудь, противопоставляются избам православных коми-пермяков. Некрещеную Чудь не пускали в избы, поэтому Чудь ночевала в банях, в хлевах, овинах и т. д. От этой Чуди произошла нечистая сила: пывсян Чудь «банный Чудь», рыныш Чудь «овинный Чудь», гидня Чудь «хлева Чудь» и т. д. Чудь бродила по ночам, заглядывая в окна, поэтому коми-пермяки стали закрывать окна ставнями.

Чудь-подвальный. Художник В. Н. Оньков

Воинственная Чудь ассоциируется также с этнически чуждым населением или с разбойниками, совершающими набеги на деревни. Верховодит чудскими разбойниками колдун-атаман, убить которого можно только выстрелив хлебной пулей или медной пуговицей. Чудь-разбойники прячут награбленное золото в заговоренных местах в глубине леса, в колодцах. Окруженные со всех сторон, Чудь-разбойники погребают себя вместе с золотом в ямах. Среди коми-пермян бытовало также отождествление Чуди со старообрядцами-раскольниками, жившими еще на памяти старшего поколения в лесных скитах.

В целом коми предания о Чуди входят в широкий ареал таких преданий у северных русских и некоторых их соседей, охватывающий территории Европейского севера от Скандинавии до Урала. Южная граница ареала преданий проходит через Приладожье, северные и восточные районы Вологодской области и, минуя район Вятки, через Коми-пермяцкий АО. За Уралом, в Сибири предания о Чуди получили распространение через переселенцев с Европейского севера.

П. Ф. Лимеров

.

Фильм о Чуди

Научно-популярный фильм «Предание о чуди». Над фильмом работали: автор и режиссер Игорь Андрианов, оператор Дмитрий Кошелев, монтажер Александр Логинов, дизайнер Евгений Копейкин, научные консультанты ученый-филолог Павел Лимеров, археолог Элеонора Савельева, ученый Олег Уляшев, этномузыкант Надежда Чашникова. 

.

Источники:

Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. – 551 с. Взять книгу в библиотеке

Войдӧр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Вурдов А. И. Древняя Удора / Алексей Вурдов. - Киров : Кировская областная типография, 2022. - 150 с. : ил., цв. ил., карта, портр., рис. Взять книгу в библиотеке

Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. – 176 с. Взять книгу в библиотеке

Лимеров Павел Федорович. Коми несказочная проза : учеб. пособие по спецкурсу / П. Ф. Лимеров. - Сыктывкар : СГУ, 1998. - 96 с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ: учеб. пособие по спецкурсу / В. А. Семенов. – Сыктывкар: СГУ, 1991. – 79, [2] с. Взять книгу в библиотеке

Лимеров, П. Дуалистические сюжеты о сотворении земли в коми традиции / Павел Лимеров // Фольклористика коми: исследования и материалы : Ирина Ильина, Юлия Крашенинникова, Павел Лимеров, Людмила Лобанова, Светлана Низовцева, Алексей Рассыхаев, Анатолий Панюков, Галина Савельева, Олег Уляшев / Эстонский литературный музей ; [ред.-сост. вып.: Л. Лобанова, Н. Кузнецов]. - Тарту : Научное изд-во ЭЛМ, 2016. - С. 11-32. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Коми народный эпос : (Историко-культурные контакты): учебное пособие по спецкурсу / А. К. Микушев ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, Сыктывкарский гос. ун-т. - Сыктывкар : СГУ, 1989. - 81 с. Взять книгу в библиотеке

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлӧн графикаын коми войтырлӧн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.) Взять в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми» (Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика