Тунныръяк – могучий колдун, фольклорный герой верхневычегодских коми-зырян.
Колдовскую силу Тунныръяку обеспечивали находившиеся в его распоряжении шесть духов-помощников. По другой версии, он научился колдовать, находясь на Волге в шайке разбойников.
Тунныръяк обладал властью над водной стихией.
Он мог путешествовать по дну реки на большие расстояния, соблюдая при этом одно условие – не трогать проплывающих мимо него рыб.
Или же для таких путешествий Тунныръяк сам принимал вид рыбы. Бросив на поверхность реки коровью шкуру, он располагался на ней с товарищами и устраивал пиршество.
Чтобы спастись от врагов, Тунныръяку было достаточно, чтобы рядом с ним находился ушат воды. На пирушках, на глазах у всех присутствующих Тунныръяк мог спрятаться так, что его никто не мог отыскать, пока он сам не появлялся из угла, где стояла метла.
Кроме того, Тунныръяк мог предсказывать будущее.
Свои колдовские способности Тунныръяк использовал преимущественно во вред людям.
Возглавляя шайку разбойников, он грабил проплывающие по реке суда, используя при этом своё умение останавливать их заговором, разорял селения.
Поскольку Тунныръяк, как и другие туны, был неуязвим для обычного оружия, с ним долго не могли справиться.
О его смерти существует несколько версий: схваченного Тунныръяка убили, по его же совету, разрубив накрест и наотмашь; предварительно разрезав ему пояс; секрет неуязвимости Тунныръяка узнала любовница и выдала его врагам.
Тунныръяка убили после того, как жена лишила его силы, напоив ополосками, сбрив бороду и убрав из избы всю воду; Тунныръяка убил другой колдун, выстрелив в него заговоренной хлебной пулей.
По вариантам народной этимологии, прозвище колдуна Тунныръяка, который передвигался со скоростью ветра, происходит от слов ТУННЫР «ветер, предваряющий грозовую тучу» или ТÖЛНЫР «ветерок».
Предание о Тунныръяке бытует в селе Деревянске. С его именем связаны рассказы о его разбойничании во главе шайки из 12 человек, о его неуязвимости, он становится причастным к ограблению Ульяновского монастыря и даже непосредственно к строительству самого монастыря. Он выступает также в совершенно необычном для себя амплуа, в роли предсказателя судеб современных деревень, в роли оракула, предвосхитившего якобы своими познаниями все те перемены в жизни, которые произошли в наше время.
Творчество Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926) интересно тем, что в его художественных произведениях сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а фольклорно-этнографические материалы перемежаются с авторской фантазией.
.
.
Каллистрат Жаков. «Тунныръяк». Читает Е. А. Выборова
.
Источники:
Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. – 551 с. Взять книгу в библиотеке
Жаков К. Ф. Мифы Зырянского Севера / К. Жаков; [сост., предисл. П. Ф. Лимеров; худож. Ю. Н. Лисовский]. – Сыктывкар: Ред. журн. «АРТ», 2016 (ООО «Коми республиканская типография»). – 302, [1] с., [10] л. цв. ил. Взять книгу в библиотеке
Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. А. И. Туркин]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с. : ил. Взять книгу в библиотеке
Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: альбом репродукций / сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 1 папка (48 отд. л.). Взять альбом в библиотеке
Коми легенды и предания / вступит. ст., сост. и пер. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар Коми кн.изд-во, 1984. – 176 с. Взять книгу в библиотеке
Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке
Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке