Теги позиции, похожие позиции
Личность:ПисателиДраматурги
Тематика:Литература
 
Коми писатель, драматург, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный артист Коми АССР
 
Коми поэт, драматург, актёр, основоположник коми театра
 
Центральная межпоселенческая библиотека имени П. А. Сорокина. Усть-Вымская библиотека-филиал имени Н. М. Дьяконова. МБУ «Усть-Вымская МЦБС»
 
Актер, режиссер, писатель. Родился 8 марта 1927 года в с. Визинга
 
Писатель, драматург. Родился в с. Большелуг Корткеросского района Коми АССР
 
Парма. Коми йöзпытшса сьылысь / Парма // Югыд туй. – 1923. – 1 дек. – Пер. загл.: Коми народный поэт.
 
Стикотворениеяс гижöм йылысь / Нёбдiнса Виттор // Коми сикт. – 1926. – 22 мая. – Пер. загл.: Как писать стихи.
 
Туйтöм гижöдъяс // Ордым. – 1927. – 5 №. – 53-62 л. б. – Пер. загл.: Непригодные сочинения: критические заметки на произведения коми писателей: в сокращении.
 
Максим Горькийöс аддзылöм / Нёбдiнса Виттор // Ордым. – 1929. – 6-7 №. – 83-84 л. б. – Пер. загл.: Встреча с Максимом Горьким.

Свободомыслящий батя

Свободомыслящий батя.

_______

Вдовый священник села Додзь Фадей Смирнов отличается замечательным свободомыслием: держит у себя на положении попадьи крестьянскую девицу Пелагею, имеющую от него уже третью беременность, не верит что блуд наказуется Богом и, кроме прочего, до такой степени любит играть в карты, что однажды три дня и три ночи дулся в двадцать одно с прохожим коновалом.

                 (Из рассказов прихожан.)

Отец Фадей пил утренний чай.

Девица Пелагея, исполняющая должность попадьи, сидела за самоваром и то и дело наполняла пустеющий стакан бати.

– Знаешь что, Палаша,  – сказал ей отец Фадей: – мне очень нравится одно изречение в церковных книгах…

– Какое? – спросила Пелагея.

– А вот, когда венчают жениха и невесту, то читают им, что у них отныне плоть едина.

– Я что-то не понимаю, батя. Ты бы об‘яснил попроще.

– Изволь, – согласился отец Фадей и в самых популярных выражениях об‘яснил Пелагие смысл непонятного ей священного изречения.

– Поняла, батя, поняла! – обрадовалась Пелагея. – Ты уж мне раньше это об‘яснял… только еще проще и понятнее…

­– Методы об‘яснений бывают разные, но наглядный метод самый лучший и достигающий цели, – глубокомысленно заметил отец Фадей. – Вообще, я враг теории и сторонник практики…

– Что это такое: теория и практика? – заинтересовалась Пелагея. – Если это бабы, то я им все глаза выцарапаю!

– Дурочка! – мягко засмеялся отец Фадей. – Это совсем не бабы, хотя они и женского рода. Теория – это значит вот что… ну, например, когда я ожидаю смерти какого-нибудь старика и рассчитываю получить за похороны три пуда хлеба, но старик долго не умирает, то это выходит теория. Когда же, наконец, старик умирает и три пуда хлеба попадают в мои руки, то это уже получается практика. А бабы… Что такое бабы? Зачем они мне? Я и тобой премного доволен!

– Я тоже довольна тобою, батя! – сказала Пелагея и погладила рукою свой выпуклый живот, затем поднялась с места и ушла на кухню, чтобы заняться приготовлением обеда.

– Славная девица… только опять потолстела немножко! – Ну, да на это наплевать! Я свободомыслящий поп! Я никаких канонов не признаю! Я сторонник церковного обновления! А что касается греховности блуда и прочей чепухи, то это святые отцы выдумали, которые, вероятно, никогда красивой девушки не видали!..

Из книги: Савин В. А. Райын : (куим торъя теш) - Сыктывдiнкар : Коми нига лэдзанiн, 1922.

Он засунул руку в карман и нащупал там колоду карт, с которою он никогда не расставался. Мысли его приняли другое направление. Ему захотелось сразиться в двадцать одно, чем он занимался даже во время хождения с крестом по селу. Недолго думая, он оделся и вышел на улицу. Чтобы подыскать себе подходящего партнера.

Навстречу ему попался коновал, которого он сначала благословил, а затем предложил поиграть в карты.

– Можно, можно, – ответил коновал. – Только смотри батя, как бы я не охолостил тебя, как жеребцов охолащиваю! Ведь ты той же породы!

– Сам берегись, чтоб я не снял с тебя последнюю рубашку! – предупредил отец Фадей. – Ведь мы по этой части тоже не даем маху!

Они зашли на квартиру коновала, где и началась у них игра в двадцать одно, длившаяся три дня и три ночи.

Коновал был умелый игрок и отличался способностью вытаскивать из колоды карт туза к имеющейся у него десятке, но отец Фадей не уступал ему в этом отношении, благодаря чему в течение двух суток они никак не могли обыграть друг друга.

На третьи сутки счастье повернулось лицом к отцу Фадею. Он начал срывать банк за банком, а коновал только кряхтел и отдувался, вываливая на стол кучи проигранных денег.

Кончился этот поединок тем, что коновал ,,просадил‘‘ не только деньги, но и кое-какие принадлежности своей одежды, после чего признал себя побежденным и обратился в постыдное бегство.

Некоторые из граждан уверяют, что отец Фадей во время игры, не выпуская из руки карт, окрестил новорожденного младенца, но было-ли так в действительности, об этом точных сведений не имеется.

Из журнала «Ордым». 1926 год. № 3

После издания Советской властью декрета об отделении церкви от государства, все духовенство восстало против этой власти. Это и следовало ожидать, потому что духовенство лишалось государственной поддержки, лишалось и своего ,,благоденственного и мирного жития‘‘; монастырские и церковные земли отбирались и передавались в пользование тому, кто на них трудится – трудовому крестьянству.

Буль.

Коновал — ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях

.

Свободомыслящий батя / Буль // Югыд туй. - 1922. - 26 нояб.

Свободомыслящий батя / Буль // Югыд туй. – 1922. – 26 нояб. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426857/42 (дата обращения: 10.07.2023).

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика