«Яг-Морт» (Лесной человек) - первый коми балет, музыка Якова Перепелицы, либретто Геннадия Тренева.
Основанный на коми народных сказаниях балет рассказывает о торжестве человеческого разума над темными силами, о могучей и всепобеждающей силе любви.
Премьера состоялась 18 августа 1961 года на сцене Республиканского музыкального театра, год спустя – в Москве, в Кремлевском театре. Балетмейстер Г. Ваховский, дирижер Н. Клаус, художник В. Игнатов.
Балет «Яг-Морт». Яг-Морт - В. Шестаков, Ёма - Л. Бочковская. Фото Е. Мичуриной и И. Ефимова
Идея Яг-Морта не нова, она типична для многих сказаний разных народов - это мысли о неизбежности добра над злом.
Сюжет построен на фольклорном предании о злом лесном человеке. Яг-Морт похитил у охотника Оксы его молодую жену Маду, оставив на руках отца дочь-малютку Райду. Прошло шестнадцать лет, и Яг-Морт уносит в лес и Райду, которая собиралась стать женой молодого охотника Тугана.
Добиваясь любви молодой Райды, Яг-Морт задаривает ее драгоценностями, пытается запугать лесными духами и чудищами, помогает ему ведьма Ёма. Но все усилия были напрасны. Райда отвергала любовь лесного колдуна. Здесь же в лесном урочище, томилась поседевшая от времени и невзгод, мать Райды. По ожерелью мать узнает Райду.
В логово Яг-Морта врываются охотники во главе с Туганом. Они убивают злодея. В эпилоге жители деревни приветствуют освободителей и Райду с матерью. Избавленный от лесного злодея народ радостно встречает восходящее солнце.
Музыкальная драматургия построена на сквозном развитии образов главных действующих лиц. Нежная и пластичная тема любви Райды и Тугана звучит то светло, то радостно (в сцене народного гуляния), то тревожно и скорбно (в логове нечистей – пежгагов); лейтмотив Яг-Морта – суровый, мрачный, импульсивно заостренный; в танце Ёмы слышны и свирельный наигрыш и переборы тальянки.
Балетная труппа была сформирована из артистов Ансамбля песни и танца Коми АССР. Исполнителями главных партий первой постановки балета стали: В. Шестаков (Яг-Морт), О. Коханчук (Райда), М. Трофимов (Туган), Л. Бочковская (Ёма).
Туган - И. Есаулов и Райда - О. Коханчук
Яркая образно-выразительная музыка композитора Якова Перепелицы способствовала большому успеху первого коми национального балета.
Балет «Яг-Морт» получил заслуженное признание, в первой половине 60-х состоялись успешные гастроли труппы в Москве, Ленинграде, Архангельске, Кирове, Ижевске и других городах.
Туган - М. Трофимов. 1962 год
Балет был отмечен дипломом на Всероссийском смотре спектаклей, посвященном XXII съезду КПСС, и показан по Центральному телевидению в 1962 году.
При обсуждении балета во Всероссийском театральном обществе балетмейстер театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко А. Томский отмечал: «Меня взволновало то, что я видел… Музыка мелодична во всем: в лирике и в трагедии. Природа музыки песенная, а песенность народная. Балетмейстеру удалось органически соединить и народный танец, и классический рисунок балета, придать танцам яркий национальный колорит».
Мада - заслуженная артистка Коми АССР В. Ищенко, Окса - М. Лобанов
В 1969 году Музыкальный театр открывал сезон, в репертуаре наряду с классическим балетом «Лебединое озеро» стоял «Яг-Морт».
В последующие годы осуществлялись новые версии постановок балетмейстерами Л. Бордзиловской и Л. Флегматовым (1977), обогатившиеся более широким использованием элементов классической хореографии.
В сентябре 1982 года на открытии театрального сезона состоялась третья премьера балета. Новая интерпретация и новые солисты из выпускников Пермского и других хореографических училищ В. Грознов (Яг-Морт), Алиева Д. (Ёма), В. Летова (Райда), Кирьянов В. (Туган) вызвали большой восторг у зрителей. В данной постановке балет просуществовал до середины 1990-х годов.
В 2006 году родилась новая современная постановка балета благодаря московскому балетмейстеру, заслуженному деятелю Коми АССР Бориса Мягкову. Главными исполнителями стали: Н. Супрун (Райда), А. Вальдбауэр (Туган), О. Мальцева (Мада), Г. Лапшина (?ма), Р. Миронов (Яг-Морт). Оформление декоратором Юрием Самодуровым создавало зрительский образ спектакля.
Балет «Яг-Морт» является ярким, оригинальным, национальным достижением и до сих пор входит в современный репертуар Государственного театра оперы и балета.
Балет «Яг-Морт», Государственный театр оперы и балета Республики Коми, 20 апреля 2012 года
.
Балет «Яг-Морт», 27 февраля 2015 года
Балет «Яг-Морт». 1 действие. Вступление. 26 октября 2018 года
.
Балет «Яг-Морт». 2 действие. Сцена адажио Райды и Яг-Морта. 6 ноября 2018 года
.
Балет «Яг-Морт». 1 действие. Танец-игра «Ловля оленей». 2018 год
.
Балет «Яг-Морт», Я. Перепелица. Программа 1961 года
.
Балет-легенда «Яг-Морт», Я. Перепелица. Программа 1985 года
.
Яг-Морт - В. Шестаков. 1961 год
.
Райда - О. Коханчук. Туган - И. Есаулов. 1961 год
.
Ёма - Л. Бочковская. Яг-Морт - В. Шестаков. 1961 год
.
Мада - Засл. арт. Коми АССР - В. Ищенко. Райда - О. Коханчук. 1961 год
.
Окса - М. Лобанов. 1961 год
.
Туган - Заслуженный артист Коми АССР М. Трофимов. 1961 год
.
Райда - О. Коханчук. Яг-Морт - В. Шестаков. 1961 год
.
Друзья Тугана - Заслуженный артист Коми АССР М. Трофимов и И. Кочетков. 1961 год
.
Мути (лесные духи) - группа солистов балета. 1961 год
.
Источники:
Чисталев П. Ягморт // Республика Коми: энциклопедия: в 3-х т. Сыктывкар, 2000. Т. 3. С. 348-349.
Иванова С. «Яг-Морт» // Театр. 1962. №7. С. 129-131.
Балет Я. Перепелицы
Осипов А. Первый коми балет // Советская музыка. 1962. №3. С. 92-93.
О постановке балета Я. Перепелицы «Яг-Морт»
Мирошниченко Н. На сцене – «Яг морт» // Красное знамя. 1977. 29 нояб.
Тренев Г. Тот первый балет… // Красное знамя. 1986. 16 сент.
Из истории постановки первого коми балета «Яг морт» на сцене Коми респ. муз. театра
Чисталев П. Ягморт // Республика Коми: энциклопедия: в 3-х т. Сыктывкар, 2000. Т. 3. С. 348-349.
Из истории создания балета в 1961 г. и его новой постановке.
Клейн А. Первый национальный (оформление коми балета «Яг-Морт») // Арт. 1999. №3. С. 156-164.
.
Программа 1961 года и фотографии предоставлены Надеждой Алексеевной Митюшевой.