Теги позиции, похожие позиции
Тематика:Ремесла
 
Художник, скульптор. Станковая и монументальная скульптура, пластика малых форм, графика, работы декоративно-прикладного искусства
 
Скульптор, художник-прикладник. Член Союза художников России. Член Творческого Объединения художников г. Ухта
 
Член городского объединения художников и мастеров Печоры. Член Союза Мастеров Республики Коми. Известный мастер по изготовлению кукол
 
Член Союза мастеров Республики Коми, народный мастер России
 
Член Союза мастеров Республики Коми, народный мастер России, член Союза художников России
 
Вышивка как вид украшения ткани в Коми крае была менее распространена в сравнении с узорным ткачеством и вязанием
 
На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, холст для рубах, полотенца. Материалом были лен и конопля
 
Название села Корткерос можно перевести как «железная гора»
 
Кухонная утварь из цветного и черного металла
 
Член Союза мастеров Республики Коми

Художественная обработка глины

Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство. В основном оно было распространено как домашнее производство и реже имело характер ремесла с поставкой изделий на рынок.

Изготовлением глиняной посуды для нужд семьи занимались исключительно женщины, обычно пожилые, которые хранили традиционные приемы обработки и передавали навыки из поколения в поколение.

Простейшим и наиболее архаичным приемом являлось изготовление посуды без гончарного кгруга, техникой «жгутового налепа», которым люди овладели еще в эпоху неолита. Этот способ был основным при создании глиняной посуды на всей территории Европейского Северо-Востока.

При производстве ее в домашних условиях даже в начале XX века сохранялась архаическая ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в жилых помещениях, в холодной половине дома, или прямо на улице. На рынок такая посуда не поступала.

Посуду делали из местной глины, которую смачивали водой и разминали ногами, добавляя в нее немного дресвы (обожженного толченого камня) или песка. Сосуды лепили на деревянной доске, пользуясь при этом небольшим деревянным ножом. Сформировав дно сосуда, из кусков глины делали жгуты и лепили стенки, накладывая  один жгут на другой по спирали и сглаживая их руками.

Обжигали посуду на пылающем огне в печи. Когда горшок раскалялся докрасна, его погружали в заранее приготовленную опару (раствор муки, обваренной кипятком) или квас. Наполнив сосуд до краев этой жидкостью и плотно закрыв, его ставили в печь и держали там до тех пор, пока не выкипала вся жидкость. После такой закалки посуда становилась черной и получала необходимую прочность.

Иногда встречались и другие способы лепки, также очень древние. Например, в с. Летка Прилузского района для того, чтобы изготовить сосуд, на деревянном круге раскатывали глиняную лепешку нужной величины, на ее середину ставили цилиндрическую деревянную чурку подходящего размера, смачивали ее водой, а затем поднимали края лепешки и обмазывали чурку со всех сторон. Когда глина немного подсыхала, чурку вынимали (или сжигали) и ставили сосуд на просушку.

Лепным способом производили глиняные светильники и многочисленные латки и тастьi - небольшие уплощенной формы плошки и миски для жарения мяса, картофеля, для растапливания масла и жира. Форма плошек нередко овальная с вытянутым носиком-лейкой.

сосуды были разнообразны по форме. Делали большие корчаги для воды и пива, сосуды с широким горлом для каши - «рок гырнич», и с узким горлышком для молока - «йов гырнич». Также встречалась рогатая посуда - «сюра гырнич», которая служиласпециально для вытопки масла. Глиняной посудой очень дорожили и для сохранности часто оплетали ее берестой.

Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке, но широкого распространения не имел. Это был круг легкого типа, относящийся к северорусской системе гончарных кругов. С конца XIX века они стали употреблять для обжига специальные печи, которые обычно сооружали 2-3 мастера на паях. В печи обжигали за неделю до 300 гончарных изделий. Многие мастера-гончары покрывали свои изделия зеленым глянцем или бесцветной глазурью. 

Гончарами-ремесленниками обычно были мужчины. Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные сковородки и плошки.

Керамическая посуда мало орнаментировалась. В верхней, утолщенной части обычно проводили контуром параллельные прямые или зигзагообразные линии, реже - орнаментальные бордюры из однородных мотивов в виде крестов, ромбов, косых углов. Примечательно, что почти каждый мастер ставил на дне керамических изделий свой пас - фамильный знак. Иногда из этого фамильного знака он составлял орнаментальный бордюр. 

Ремесленники, изготовлявшие керамику для рынка, были в наиболее крупных селах, таких как Помоздино и Деревянск Усть-Куломского района, с. Вомын Корткеросского района, с. Выльгорт Сыктывдинского района, с. Прокопьевка Прилузского района, с. Важгорт и Ёртом Удорского района, с. Скородум и Гам Ижемского района, с. Усть-Вымь, а также и в наиболее крупных селах коми-пермяцкого края: Майкор, Ошиб, Архангельское, Юсьва, Кува, Кудымкар, Коса.

Наибольшее развитие гончарное производство имело в с. Выльгорт и с. Прокопьевка в Прилузье, где выделились мастера, работающие только на рынок. Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные сковородки и плошки. В с. Важгорт изготовляли также глиняные чайники. Кое-где мастера делали керамические светильники.

.

Источники:

Народные художественные промыслы и ремесла Республики Коми : [альбом] / М-во национальной политики Республики Коми, Некоммерческое партнёрство по развитию народный промыслов и ремёсел «Коми ремесленная палата»; [авт. текстов, сост.: И. М. Уткина, Л. М. Костарева]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017. - 71 с.

Зыряне - народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. - Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 ( Коми респ. тип. ). - 199 с.

Грибова Любовь Степановна. Декоративно-прикладное искусство народов Коми / Л. С. Грибова; АН СССР, Коми фил., Ин-т яз., лит. и истории. - Москва : Наука, 1980. - 239 с., [2] л .ил. с.

Фото с книг:

Зыряне - народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. - Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 ( Коми респ. тип. ). - 199 с.

Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. - [Б. м.] : [б. и.], 2006 (КОГУП «Кировская обл. тип.») . - С.18-25.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика