Теги позиции, похожие позиции
Личность:Драматурги
Тематика:История
 
Выль во / Нёбдінса Виттор // Удж. – 1921. – № 1 (1 января). – Пер. загл.: Новый год: передовая.
 
Коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 2 дек.
 
Самолет «Коми морт» у нас будет / В. Савин //Югыд туй. – 1925. – 19 авг.
 
За храбрость / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1927. – 10 марта.
 
Газета в Коми деревне / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 19 окт.
 
Савин В. А. Пыр кутас петны: (нӧшта коми газет йылысь.) / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1923. – Ноябр 28 лун. – Пер. загл.: Всегда будет издаваться: еже раз о коми газете.
 
«Коми сикт» – крестьяна газет : мый вермас вöчны волисполкомса секретарь крестьяна костö газет разöдöм понда? / В. Савин // Коми сикт. – 1925. – 5 дек. – Пер. загл: «Коми село» - крестьянская газета : что может сделать секретарь волисполкома для распространения газеты между крестьянами?
 
Тяжелые дни / В. Савин // Югыд туй. – 1922. – 14 нояб.
О вооруженном выступлении белогвардейца С. О. Латкина
 
Ставнымлы мог : колӧ тӧдны став коми йӧзлы / В. Сав. // Югыд туй. – 1924. – 20 нояб. – Пер. загл.: Задача для всех : это нужно знать коми народу.
 
Пробуждение Арка-я. Советизация кочевников-самоедов Большеземельской тундры, автономной области Коми / Викт. Савин // Коми му. – 1926. – № 1-2. – С. 42-46.

Наш праздник

Наш праздник.

Советская власть, руководимая Российской Коммунистической Партией, дала мелким, ранее угнетенным народам России право на самоопределение. Это значит, что каждая нация (татары, башкиры, чуваши, вотяки и др.), подвергавшаяся при самодержавном строе угнетению со стороны русских, может при Советской власти строить свое благополучие: развить хозяйство, поднять культурное и политическое состояние, как ей лучше и скорее, исходя из национальных особенностей: нравы, обычаи, быт и т. д.

Мелкие народности („инородцы”) России во всех отношениях отстали от великодержавной русской нации, и чтобы подняться им до уровня русских, чтобы, значит, догнать их, – Советская власть и дала национальным меньшинствам возможность строить общее Советское хозяйство по своему, чтобы скорее стать на путь Социализма.

Наш Коми народ, более чем какая-либо другая нация, отстал от экономической и культурной жизни.

Живя на самой северной окраине России, в глуши, на нас раньше никто не обращал внимания, мы были забиты и забыты.

И только Октябрьская Революция дала нам право быть равными со всеми народами Республики.

Из книги: Олейников Н. Танкъяс да додьяс. – Сыктывкар: Комигиз, 1933.

Но чтобы иметь возможность более самостоятельно строиться и развиваться, народу Коми необходимо было получить и более широкие права. А этого достигнуть можно было только путем национального об’единения. Народ Коми находился в разброде: часть населяла Северо-Двинскую губернию, часть – Вятскую, часть – Архангельскую и Пермскую. Общения между Коми не было, не было и единого руководства над развитием его экономической и культурной жизни.

Учитывая эти ненормальности, коммунисты–зыряне в Январе 1921 года на I-й Областной партийной конференции, постановили: ходатайствовать пред Центральной Советской властью об образовании самостоятельной (автономной) административной единицы для народа Коми.

Ходатайство это было Центром удовлетворено, и в сегодняшний день – 5-го Мая 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет вынес постановление об утверждении Автономной Коми (Зырянской) Области.

Таким образом, сегодня исполняется два года существования в Советской Федерации нашей Области.

Если мы, в разгаре организационной и хозяйственной работы, ничем не ознаменовали первую годовщину существования нашей автономии, то вторую годовщину мы отмечаем уже достойным актом. День 5-го мая Областным Отделом Труда и Областным Советом Профсоюзов об’явлен праздничным днем для трудового народа Коми Области. Наши Советские праздники являются всегда отражением какого-нибудь исторического события. 5-е Мая для Коми народа – исторический день, ибо в этот день он получил право самостоятельности. Церковные - же праздники, кроме поощрения религиозных предрассудков, ничего не дают для культурного возрождения народа. Поэтому вполне целесообразным является постановление Оботдела Труда и Обпрофсовета об отмене празднования Степанова дня (9 мая). Тем более это постановление является своевременным теперь, когда красноармейцы, учащиеся и почти все рабочие и профессиональные организации требуют превращения Степановского собора (очага религиозного дурмана, созданного в „честь” духовного порабощения зырян Степаном пермским) в „Дом просвещения”.

И этот день – 5 Мая, трудовой Коми народ должен чтить, как первый национальный исторический праздник, как день своего возрождения.

В. Савин

Оботдел ТрудаОбластной отдел труда

Обпрофсовет – Областной совет профессиональных союзов

.

Наш праздник / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 5 мая.  

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика