Теги позиции, похожие позиции
Территория:Прилузский район
Тематика:Ремесла
 
(род. 1951)
Композитор, педагог, автор фортепианной, инструментальной и вокальной музыки, народный артист Республики Коми, Заслуженный работник Республики Коми
 
Художник, скульптор. Станковая и монументальная скульптура, пластика малых форм, графика, работы декоративно-прикладного искусства
 
Центральная библиотека имени В. В. Юхнина. МУК «Прилузская МЦБС»
 
Родилась в Ухте. Работает в технике батик
 
Художник-прикладник. Член Союза мастеров Республики Коми, Союза художников России
 
Народная одежда коми близка по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов
 
На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, холст для рубах, полотенца. Материалом были лен и конопля
 
Береста издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве
 
Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство. Изготовлением глиняной посуды для нужд семьи занимались исключительно женщины
 
Территория: 13,2 тыс. кв. км.; Население: 16,7 тыс.чел.

Катание валенок

В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера – валяльщики. Катать валенки коми мужики ходили артелями в соседние губернии: Вятскую, Пермскую.

Катанием обуви занимались исключительно по заказу и из материала заказчика. Из-за недостатка сырья для катания этот промысел был преимущественно отхожим. Уходили в Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии или же в другие волости, преимущественно северные, в своих уездах.

История возникновения этого ремесла в Прокопьевке Прилузского района такова. Люди сначала пользовались услугами заезжих из вятской волости мастеров, которые приезжали зимой, останавливались на постой к знакомому крестьянину и раскладывали свои инструменты. Промысел вятчан нашёл вскоре последователей и среди жителей Прокопьевки. Уже после Великой Отечественной войны прижился в селе «отходчик» из вятской деревни Заимка по прозвищу Четысь Васька. Женился он на местной вдове. Научились у него ремеслу пимокатчики супруги Лобановы – Николай Петрович и Аксинья Ефимовна (на фото). Аксинья Ефимовна – мастер по изготовлению валенок. Валенки у нее получались мягкими и тёплыми.

Самыми крепкими валенками считаются серые катанки. Чёрные заслужили славу самых практичных. Крепче и качественнее обуви, чем из шерсти молодой овцы, считалось у коми, нет. Впервые снятая шерсть обычно шла на валенки детям.

Шерстяные волоски мастера скрепляют между собой специальной скалкой. Катают по столу лохматые пласты почти как тесто.

Что только не вытворяют с гигантского размера носком – будущим валенком! Поливают кипятком, трут металлическим прутом, засовывают в чрево русской печи. Вытаскивают с пылу-жару – и шлифуют пемзой. В отличие от сапог два валенка – совсем не пара. Ведь делаются они не по лекалам, а самопроизвольно. На левый и правый они не делятся, а во время носки принимают форму хозяйской стопы.

Самый главный момент при изготовлении валенок: необходима шерсть отличного качества, летняя - для хорошей связки, короткая, длиной со спичечный коробок. Шерсть не сушат, иначе изделие не получится. Шерсть для начала треплют руками, а затем чесалкой.

Берётся 400 граммов шерсти и делится пополам. На столе расстилается большой кусок ткани, на который тонким слоем выкладывается шерсть и обрызгивается водой. Берётся круглая палка, на которую заворачивается шерсть вместе с тканью. Всё это разминается до получения одного пласта.

По заранее изготовленной из клеёнки форме пласт соединяется, при этом добавляется шерсть на место соединения.

У валенка получилось пять сторон. Сначала на одну сторону (начинаем с передней части) от верха к подошве добавляется два слоя шерсти. Таким же образом шерсть добавляется с боков и сзади. Процесс выполняется по определённой форме. Таким образом, постепенно, поворачивая заготовку, мастер добавляет шерсть, пока не заканчивается необходимое количество шерсти.

Полученную заготовку обжимают и уплотняют - таким образом делается войлок. Этот процесс трудоёмкий. После получения войлока, его продолжают валять с помощью воды. Заготовки складывают в горячей воде. Через определённое время войлок смягчается, его вынимают из воды и колотят. Начинается катание заготовки: чижом оформляется носок, вальком - подошва, голенище раскатывается.

Затем заготовка вновь опускается в горячую воду, и мастер снова колотит – катает. При этом в носок вставляется чиж поменьше. Сушат готовые валенки в русской печке и шлифуют пемзой.

.

Источник:

Информация предоставлена Центральной межпоселенческой библиотекой им. В. В. Юхнина МУ «Прилузская МЦБС»

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика