Теги позиции, похожие позиции
Тематика:Ремесла
 
Художник, скульптор. Станковая и монументальная скульптура, пластика малых форм, графика, работы декоративно-прикладного искусства
 
Народный мастер России, занимается художественной обработкой изделий из капа, сувеля и бересты, создает живописные работы
 
Работает в технике фелтинг (худо­жественная обработка шерсти). Участница городских, республи­канских, межрегиональных и всероссийских выставок
 
Родилась в Ухте. Работает в технике батик
 
Скульптор, художник-прикладник. Член Союза художников России. Член Творческого Объединения художников г. Ухта
 
Из гибких, очищенных прутьев ивы мастера плетут корзины, вазы, сухарницы, различные комплекты дачной мебели, панно и многое другое
 
На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, холст для рубах, полотенца. Материалом были лен и конопля
 
Наиболее распространенными среди вязаных вещей повсеместно были и остаются узорные рукавицы и чулки из домашней шерстяной пряжи
 
Береста издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве
 
Название села Корткерос можно перевести как «железная гора»

Обработка кожи и меха / замшеделие

Замшеделие – это переработка оленьих шкур в кожу (замшу, ровдугу) посредством специального дубления, традиционное ремесло северных коми.

Коми-оленеводы применяли шкуры оленей для изготовления одежды и обуви, а также для устройства чумов, производства упряжи, сумок и других бытовых вещей.

Обработкой шкур оленей и шитьем одежды занимались женщины, этому они обучались с самого детства. Девушка до замужества должна была изготовить приданое: малицу (глухую одежду с капюшоном), пимы, сумки. Для шитья использовались обычная стальная игла — ем и костяной наперсток — чуньпом.

У ижемских коми замшеделие имело существенное экономическое значение. Замшеделие качественно изменило хозяйственный уклад, резко повысив товарность оленеводства.

Первые сведения о «замшевых избах» в Ижемской волости относятся к 70-м годам 18 века. Они характеризовались примитивной технологией, малой выработкой, не более 100 шкур за сезон. Замша-полуфабрикат не имела товарного вида и не пользовалась особым спросом на рынке.

В 19 веке ижемцы, используя опыт и технологию мастеров-замшеделов из Галича Костромской губернии, реконструировали замшеделие: сконцентрировали производство, перешли на прямые связи с поставщиками сырья и рынком, начали привлекать наемную силу с разделением труда по операциям. В 1905 году на 55 замшевых заводах Печорского уезда работало 225 человек, было произведено замши-полуфабриката на сумму более 225 тысяч рублей. В конце 19 века на двух замшевых заводах использовались паровые машины.

Центрами замшеделия были Ижемская и Красноборская волости Печорского уезда.

Преобладающей формой организации труда были артели – семейные, родственные, соседские. Замшеделие имело сезонный характер, в основном от осеннего забоя оленей до весеннего кочевья. Замшеделы работали в специальных помещениях (няр керка).

К сожалению, в 21 веке полностью забылась переработка оленьих шкур в кожу (замшу) посредством специального дубления - традиционного ремесла северных коми. 

.

Источники:

Коми-зыpяне : Истоpико-этногpафический спpавочник / сост.: Н. Д. Конаков. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1993. - 174, [1] с. : ил.

thimble.ru

izhma.ru/culture

Фото с книги:

Народные художественные промыслы и ремесла Республики Коми : [альбом] / М-во национальной политики Республики Коми, Некоммерческое партнёрство по развитию народный промыслов и ремёсел "Коми ремесленная палата"; [авт. текстов, сост.: И. М. Уткина, Л. М. Костарева]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017. - 71 с.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика