Теги позиции, похожие позиции
Личность:Герои коми преданий и сказок
Территория:Княжпогостский район
Тематика:Мифология
 
Вӧрса – лесной дух-хозяин, леший
 
Зарань – дочь Солнца, персонификация зари
 
Йиркап – герой преданий Вымских коми-зырян
 
Мелейка – мезенский колдун (тун)
 
Пывсянса – дух-хозяин бани
 
Тунныръяк – могучий колдун, обладал властью над водной стихией
 
Чудь - древний мифический народ, первопредки
 
Шыпича – коми-зырянский фольклорный герой, могучий колдун
 
Фестиваль проводится ежегодно в первой половине июля на территории с. Корткерос
 
Название села Корткерос можно перевести как «железная гора»

Пам

back1.png

Пам (от «основать», «положить основу») – языческий жрец у коми-зырян и коми-пермяков.

Под именем Пама в «Житии святого Стефана...», древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян.

Епифаний Премудрый, автор «Жития...», говорит о Паме так: «... некий волхов, чародеевный старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина... его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его».

Слово Пам в значении «жрец» встречается в коми-зырянском песенном и сказочном фольклоре, где Пам является владельцем ножа, необходимого для заклания животного.

В коми-пермяцких легендах о Кудым-Оше, говорится, что его отец был Пам, который предстаёт скорее не как верховный жрец, а как военный вождь.

После смерти отца в одном из военных походов Памом избирается Кудым-Ош. Он возглавляет сородичей в дальних торговых походах, руководит обороной родового городища, но жрецом также не является.

.

В легенде «Степан Пермский и сотник Пам», записанной Е. В. Ветошкиной от В. В. Шашевой в селе Усть-Вымь (1920 год) показан такой сюжет:

Когда в Усть-Вымь пришел Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник, не хотел принимать христианскую веру. И он требовал от Степана Пермского, чтобы он показал свою силу. И разожгли костер, и он сказал: «Если ты сумеешь перепрыгнуть через костер, состязаться со мной в беге и победишь, я приму христианскую веру». И вот Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь и победил в беге. И Пам сказал: «Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».

.

Образ Пама, несомненно, привлекал коми писателей и художников.

Иван Куратов написал драматическую поэму «Пама» (1859-1860-е годы). До наших дней дошло только начало (ок. 120 строк) и подстрочник «Монолог Памы» на русском языке (1868-1869 годы), коми оригинал которой также не сохранился.

Тем не менее по оставшимся частям можно судить о том, насколько разнятся в авторском изложении первоначальные образы преданий. «Пама» представляет собой авторскую версию легенды о верховном жреце пермян, в которой излагается как бы предыстория его трагической борьбы со Стефаном Пермским.

Каллистрат Жаков написал три произведения, посвятив их Паму: «На Печоре (Предание о Паме)», «Жизнь Пама Бурморта», «Песни и думы Пама Бурморта».

Творчество Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926) интересно тем, что в его художественных произведениях сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а фольклорно-этнографические материалы перемежаются с авторской фантазией.

А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный станковой графикой, создал цикл иллюстраций коми-зырянских образов, в том числе Пама.

.

Послушать аудиокниги:

Каллистрат Жаков. «Жизнь Пама Бурморта». Читает И. И. Табаленкова

.

Каллистрат Жаков. «На Печоре». Читает Е. А. Выборова

.

Коми народная сказка на русском языке «Храп». Читает Е. А. Выборова

.

Коми народная сказка на коми языке «Храп». Читает Е. А. Логинова

.

Прочитать книги о Паме на сайте библиотеки:

ИВАН КУРАТОВ. ПАМА

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. ЖИЗНЬ ПАМА БУРМОРТА : [СКАЗКА] 

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. НА ПЕЧОРЕ : (ПРЕДАНИЕ О ПАМЕ) 

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. НА СЕВЕР В ПОИСКАХ ЗА ПАМОМ БУР-МОРТОМ 

.

Источники:

Войдӧр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. А. И. Туркин]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с.: ил. Взять книгу в библиотеке

Журавлев, С. В. Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян= Перымса медводдза Велӧдысь, вежа Степан йылысь висьт / С. В. Журавлев; худож. Осипов В. Б.; пер. А. В. Ульянов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. – 31 с. : ил. – На рус., коми яз. Прочитать в электронной библиотеке

Куратов И. А. Художественнӧй произведениеяс. Первой том / ред. П. Г. Доронин, Д. Конюхов Сыктывкар: Коми Госиздат, 1939. – 824 л. б. Прочитать в электронной библиотеке

Из содерж.: Пама. С. 119-122.

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Северные сказки / в лит. обработке Павла Черкашина; ил. О. А. Мерцалова. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 2015. - 127 с. Взять книгу в библиотеке

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлӧн графикаын коми войтырлӧн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми» (Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика