Теги позиции, похожие позиции
Личность:Герои коми преданий и сказок
Территория:Усть-Куломский район
Тематика:Мифология
 
Вӧрса – лесной дух-хозяин, леший
 
Васа – водяной, дух-хозяин воды
 
Ёма – колдунья, ведьма
 
Зарань – дочь Солнца, персонификация зари
 
Олыся – домовой
 
Пера – фольклорный герой-богатырь
 
Тунныръяк – могучий колдун, обладал властью над водной стихией
 
Чудь - древний мифический народ, первопредки
 
Юрка – герой предания верхне-вычегодских коми-зырян
 
Территория: 19,7 тыс. кв. км; Население: 17,9 тыс. чел.

Зарни Ань

back1.png

«Золотая женщина» – Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири.

Первые известия о Золотой бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей ХVI в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Трактате о двух Сарматиях» (1517) М. Меховский помещает идола Золотая баба за Вяткою «при проникновении в Скифию».

У последующих авторов (С. Герберштейн, 1549; А. Гваньини, 1578; Д. Флетчер, 1591) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.

В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук (С. Герберштейн); об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок, внук (А. Гваньини); скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер). Ни один из этих авторов сам лично идола не видел.

В Патриаршей или Никоновской русской летописи в тексте, сообщающем о смерти в 1396 г. Стефана Пермского, крестившего коми-зырян, говорится о том, что они поклонялись различным идолам, и в том числе Золотой бабе.

Исследователи Никоновской летописи отмечают в ней наличие большого количества поздних вставок. Безусловно, к таковым принадлежит и данный текст, поскольку в нём говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г.

Можно предположить, что информация о Золотой бабе была почерпнута из книг западноевропейских авторов.

Оставив данный факт без внимания, видные российские историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Г.Ф. Миллер поместили в своих трудах, с которыми в своё время был знаком каждый образованный человек в стране, сообщение о поклонении древних коми-зырян Золотой бабе.

.

.

В ХIХ веке в работах местных краеведов появился термин Зарни ань, являющийся калькой с русского названия легендарного идола.

До настоящего времени в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества Зарни ань. Тем не менее, термин Зарни ань достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее коми-зырянское наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия, апелируя при этом к единственному первоисточнику, тексту Никоновской летописи.

Юрий Борисов. «Зарни Ань». 1969 год

Именем «Золотой женщины» художник Борисов Юрий Григорьевич назвал свою замечательную скульптуру «Зарни Ань». Его Зарни Ань красива по силуэту, необыкновенно пластична, женщина-мать, бережно прижимающая к себе спящего ребенка. Замысел этой скульптурной композиции, выполненной в сером граните, – счастье материнства, звучащее радостным гимном.

Молодежь севера. - 1988. - 2 дек.

.

Источники:

Борисов Ю. Г.: «Зарни ань»: [буклет] / Ю. Г. Борисов; [сост Л. И. Говорова]; Коми респ. худож. музей. – Сыктывкар: РИО Упрполиграфиздата, 1979. – 1 л. Взять буклет в библиотеке

Габова Е. В. Дети древней земли: повесть / Е. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. – Сыктывкар: Кола, 2011. – 160 с. Взять книгу в библиотеке

Иванов А. В. Сердце Пармы: роман-легенда / Алексей Иванов. – Москва: Пальмира, 2003. – 475, [3] с. Взять книгу в библиотеке

Кочерган Людмила Ивановна. Василий Игнатов. Стиль и этно = Vasiliy Ignatov. Art style and Ethno : [альбом / автор текста и составитель: Л. И. Кочерган ; перевод на коми язык: Е. В. Козлов ; перевод на английский язык: С. Е. Обшанская ; фотограф: А. В. Галуцкий] ; Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Национальная галерея Республики Коми. - Сыктывкар : Национальная галерея Республики Коми, 2020. - 51 с. : цв. ил., фот., портр. - 978-5-7934-0901-8. - Часть текста и подписи к ил. парал. на рус., коми и англ. яз. - Коми Республике - 100. Взять в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Плосков И. А. К вопросу о мифологических наименованиях коми Зарни Ань и рус. Золотая баба и языческом архаическом образе женского божества плодородия / И. А. Плосков. – Tallinn, 1993. - 8 с. Взять книгу в библиотеке

Грен А. Зырянская мифология / А. Грен // Коми му. – 1925. – № 1 (11). – С. 23-33. 

.

ЗОЛОТАЯ БАБА

Легендарный идол, предмет поклонения населения северо-восточной Европы и северо-западной Сибири.

О поклонении древне-коми населения Золотая баба упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396).

В описаниях идола Золотой бабы говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден еще один ребенок – внук (С. Герберштейн), истукане в виде старой женщины с ребенком на руках, а рядом другой ребенок – внук (А. Гваньини), скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba).

В работах русских ученых 18 века (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба – древне-коми божество, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься коми язычниками. Тем не менее каких либо упоминаний об этом факте и о самом существовании некогда у коми женского божества Золотой бабы и его идола в фольклоре народа коми не зафиксировано.

Коми термин Зарни ань в фольклоре также отсутствует, хотя достаточно часто приводится в научных работах как название верховного женского божества, символа плодородия и благополучия.

Косвенные свидетельства о наличии такого божества у древне-коми населения прослеживается в устном народном творчестве достаточно четко.

Н. Конаков

Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественнико и писателей, т. 1 - Иркутск, 1932.

Миллер Г. Ф. История Сибири, т. 1. – Москва – Ленинград, 1937.

Путешествие академика Ивана Лепехина в 1772 году, ч. 4. – Санкт-Петербург, 1805.

Грибова Л. С. Декоративно-прикладной искусство народов коми. – Москва, 1980.

Савельева Э. А. Пермь Вычегодская. – Москва, 1971.

Коми-зыpяне : Истоpико-этногpафический спpавочник / сост.: Н. Д. Конаков. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1993. - 174, [1] с. : ил.

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика