Теги позиции, похожие позиции
Личность:Писатели
Территория:Ижемский район
Тематика:ЛитератураФольклорМифология
 
Один из самых крупных коми писателей первой половины ХХ века, внесший значительный вклад в развитие национальных форм коми искусства
 
Писатель, автор рассказов, повестей и романов на военную тематику. Член Союза писателей России
 
Коми писатель, переводчик, член Союза писателей России
 
Коми поэт, переводчик, журналист. Член Союза писателей СССР
 
Поэт, прозаик, драматург, переводчик
 
Центральная библиотека имени М. Н. Лебедева.
МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система»
 
Вӧрса – лесной дух-хозяин, леший
 
Васа – водяной, дух-хозяин воды
 
Яг-Морт - лесной человек, похищал скот, женщин и детей
 
Туйтöм гижöдъяс // Ордым. – 1927. – 5 №. – 53-62 л. б. – Пер. загл.: Непригодные сочинения: критические заметки на произведения коми писателей: в сокращении.

У фигуры „лешака“

У фигуры „лешака“

И захотелось, братцы мои, повидать мне в лицо того самого „лешака-бога“, именуемого „Вöрса-jен“, который стал теперь только известен коми народу, когда вывез его проф. Д. Т. Янович из лесов Изъвы, и которым, как редким памятников древнего народного быта, обогатился областной музей Коми края.

– „Ну, – думаю себе, – раз в газете „Jугыd Туj“ о фигуре этого „лешака“ так шумно заговорили, то уж попалось, значит, нам какое то большущее „чудо юдо“. Да ведь, еще какая фигура-то – с бородой и фаллусом!

А еще больше хотелось мне, братцы, посмотреть и узнать, что за штука есть этот самый… фаллус, так как я еще никогда его не видывал и не имел о нем представления.

– „Вот, – думаю, – чужие люди знают, какие были у коми народа „боги“ с разными там „фаллусами-маллусами“, а мы-то, коми-люди, ничего и не „знали о них“. Правда, когда я прочитал в № 65 нашей газеты статью Вл. Вульферта, что фаллус есть „признак мужского рода“, то подумал было об одном мужском „признаке“, но сразу-же выкинул из головы эту непристойную мысль, так как усумнился: – „зачем, – думаю – это богу-то понадобилось?... Ну ладно“.

В пятницу утром я отправился в музей. Еще дорогой забирала меня какая то непонятная дрожь и екало сердце: трусил, значит, предстать пред лицо и грозные очи „Вöрса-Jен“. Дошел, перевел дух у дверей и благоговейно вошел. В первой комнате за столом сидела какая-то барышня, но я так был поглощен мыслями о предстоящей встрече с „богом“, что забыл даже поздороваться с ней и прямо прошел во вторую комнату. Оглядываюсь кругом осторожно, чтобы не столкнутся внезапно носом к носу человеку с „лешаком“. Направо – чучела птиц, прямо – на стене геологическая карта Европы, налево – у стены шкафчик с образцами ископаемых, на столе – громадные кости допотопных. Ищу глазами  „фигуру“ – нигде не вижу.

– Нету, должно быть! – проговорил я вслух.

– Есть делопроизводитель там, дальше, – сказала из первой комнаты барышня, о которой я совсем уже забыл.

– „Ну ладно, – думаю, – я не делопроизводителю пришел, а к „лешаку-богу“, а если никого нет из посетителей, тем лучше“. Здесь стоят морды, вентеря, „кыан стан“ (ткацкий станок), лежит на полу рыболовные сети, посредине комнаты два стекляных шкафа с разными экспонатами, но „того“, ради чего я пришел сюда, опять-таки нигде не вижу. Я уже собирался повернуть свои стопы обратно к выходу, раздасадованный бесплодным посещением музея, но взглянул на стоявший возле себя круглый деревянный чурбан (облокотившись на этот чурбан, я и обозревал комнату), – взглянул, значит, и обомлел. Нет, не от испуга обомлел-то я, а так вообще… Вот тут только я и увидел ту „замечательную фигуру“ „лешака-бога“ „Вöрса-Jен“.

– „Наверно, это „он“ и есть! – подумал я, глядя в упор“.

Если бы этот идол мог отгадывать чужие мысли и говорить, то непременно бы он спросил меня, почему я не сразу заметил его „женственную фигуру“. Но ничего конечно не случилось.

„Фигура“ была прислонена к деревяному чурбану и, ну – стоит себе: нет в ней ничего особенного, ничего страшного, ничего „божественного“ или „лешаковского“, а так себе, как у Гоголя: „ни то – ни се, чорт знает – что“…  До<…>глядывал фигуру, сначала спереди („передом“ я называю у фигуры ту сторону плоскости, которая была обращена ко мне, а так – „перед и зад“ одинаковы), потом сзади, сверху, с боков, – ничего <…> Правда, если хорошенько всмотреться в „лицо“ спереди, то найдешь „бороду“ – еле заметный выступ на шее. „Фигура“ сделана топором из какого-то дерева (оно потрескалось и от времени довольно сильно <…>рабло), толщиной в вершка <…>, длиной около 2-х аршин (то есть 160 см, как говорит Вульферт, шириной около 6 вершков. <…> чем, я точной мерки не снимал как не захватил с собой „сантиметра“, приблизительную фигуру с него все-таки снял, чтобы показать вам, вот она: –

Ни глаз, ни рта, ни ушей, ни носа (если не отрубил кто-нибудь), ни рук у „фигуры“ нет. Ноги имеются, они немного вогнуты. Между ногами имеется и этот самый… как его…ну, фаллус. Но я с первого взгляда (а первый взгляд) мой, как увидел фигуру, был обращен именно на этот орган), заключил, что это отросток хвоста.

Так вот, братцы мои, какой он и есть, этот „замечательный“ идол „Вöрса-jен“, обретенный в Ошмöсовской (бычаче-коровьей) пещере обездчиком Е.А. Каневым! Не могу сказать, правы или нет три Алексея (Семенович, Макарович и Александрович), сомневающиеся в № 67„Jугыd Туj“ в выводах Яновича, но я тоже усумнился, – вернее, разочаровался, так как ожидал встретить что-нибудь более „существенное“ чем эту „фигуру“. У меня даже мелькнула такая мысль: „может быть, это – какая-нибудь старинная „бала“, когда-то употреблявшаяся для сушки звериных шкурок?...“ Жаль, конечно, что „фигура“ не умеет говорить, а то бы, наверно, рассказала, откуда она происходит

ԋобԃiнса Вiттор 

Янович Даниил Тимофеевич (1879-1940) - русский учёный-этнограф, музейный деятель. Профессор Московского Государственного Университета. Заведующий отделом народного быта и всей этнографической части Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, заведующий центральным этнографическим бюро, полярным подотделом в отделе национальных меньшинств Наркомнаца, был учёным секретарём комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ЦИК, участвовал в работе Ассоциации Востоковедения, общества изучения Урала, Сибири и Дальневосточного края, антропологического отделения Тимирязевского научно-исследовательского института.

Вентерь - рыболовная снасть из сетки, натянутой на обручи в виде цилиндрического мешка с конусообразным входом внутрь, попавшая в вентерь рыба не может отыскать отверстие и выйти обратно.

.

У фигуры „лешака“ : фельетон  /  ԋобԃiнса Вiттор  // Югыд туй. – 1926. – 11 апр.  

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика