Теги позиции, похожие позиции
Личность:АктерыДраматурги
Территория:Сыктывкар
Тематика:ИсторияУчреждения культурыТеатр
 
Председатель - Иванова Лариса Валерьевна
Тел. 8 (8212) 24-88-10
Адрес: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 10
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 56
Тел. (8212) 24-10-60 - приемная, 24-31-92 - кадры
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 4
Тел. (8212) 24-38-89
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 32
Тел. (8212) 24-50-46
 
Ухто-Печорский лагерь ОГПУ-НКВД был организован в 1931 году в поселок Чибью Коми автономной области Северного края
 
Коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 2 дек.
 
Театр и искусство. Необходимо сохранить коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 4 июля.
 
Бара на коми театр йылысь: мый вылö колö сьöмыс? / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 14 окт. ­– Пер. загл.: Опять о коми театре: на что нужны деньги? – URL:  https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427066/39  (дата обращения: 17.07.2023). – Режим доступа: Национальная электронная библиотека Республики Коми.
 
Анюта Безсонова / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 8 авг.   

За занавесом и кулисами (Театральные „разоблачения“)

Главная Разделы Неизвестный Савин НОВОСТИ КОМИ ОБЛАСТИ Культура и искусство За занавесом и кулисами (Театральные „разоблачения“)

За занавесом и кулисами
(Театральные разоблачения)

В Устьсысольске есть гортеатр. Там бывают спектакли. Перед каждым спектаклем бывают звонки – первый, второй и третий. Это сигналы, по которым вы можете (приблизительно с точностью до одного часа!) высчитать, сколько времени еще придется ждать до начала игры. После второго звонка публика обыкновенно занимает места и… ждет. Тут невольно бросается вам в глаза занавес. Это – полотняная или из другой материи занавеса, которая закрывает все, что происходит за ней. Вы, конечно, не раз слышали, как за занавесом стучат, колотят, возятся, иногда кричат. Это – устраивают обстановку, сцену, меняют декорации. Часто случается, что публике надоедает долго сидеть и ждать, она выходит из терпения и начинает хлопать в ладоши. Конечно, аплодисменты после окончания действия приятны артистам, но когда такие „аплодисменты“ раздаются до открытия занавеса, они совсем не услаждают их слуха. Это – тоже своего рода сигналы, по которым артисты должны (приблизительно с точностью до одной минуты!) узнавать, что время уже начинать. Духовой оркестр (если он участвует), конечно, до некоторой степени сглаживает длинные антракты, но и музыка в конце концов надоедает, если уж через-чур долго затягиваются приготовления на сцене. Наконец – тиль! – вы слышите долгожданный третий звонок, видите вслед за ним трижды электропотухание и вздохнете более облегченно. Но, виноват, не спешите еще радоваться: после третьего звонка придется пройти еще через „гонги“ – первый и второй (этот род сигнала введен, вероятно, из симпатии и солидарности к народам Востока, ибо гонг – восточный металлический инструмент, хотя здесь вместо него употребляется обыкновенный церковный колокол небольшого размера). Бывает, после третьего звонка до первого „гонга“ (вернее было-бы „клонга“) проходит времени еще с добрый антракт; бывает, и после первого „клонга–гонга“ стучат еще на сцене. Но вот – тон-дон! –  раздается второй „гонг“ и раздвигается занавес. Наконец-то! Теперь я вас оставлю смотреть пьесу и любоваться игрой артистов, а сам пойду за кулисы, – посмотрю, что там делается.

Кулисы – это боковые декорации на сцене, или ширмы, закрывающие происходящее за ними. Закулисная жизнь богата своеобразным разнообразием и бывает куда интереснее игры на сцене! На сцене, ведь, идет представление, т.е. обыкновенные люди (актеры) изображают определенных по пьесе типов: наприм., Покровский – Николая Романова, Рутковский – принца Гастона, Савин – Сюзь Матвея и т.п. А за кулисами – настоящая, неприкрашенная жизнь, полная треволнений, невзгод, интриг и прочих „закулисных“ обстоятельств. Там, например, попросту (как в жизни) ругают какого-нибудь провинившегося актера; там запросто спорят о ролях; там, там…ну, одним словом, там все так, как и полагается в житейской, сутолоке, только под знаком театральности. Там-же конечно, артисты гримируются и переодеваются, – превращаются из обыкновенных смертных в короли, принцы, маркизы и проч. И проч.

Закулисная и зазанавесная суета занимает на спектаклях самую большую часть времени, и из-за малейшей неисправности грима, костюма или декорации бывают иногда лишние задержки. Однако, кое-что можно заранее предвидеть и избежать некоторых затяжек и неприятностей. Вот, эти то причины и расковырнем немножко теперь.

Во время спектаклей на русском языке я не бываю за занавесом и кулисами, и не могу досконально знать, почему иногда так долго „морят публику“ (как на «Железной маске» с 8 часов вечера до 2-х часов ночи). Но в этом году я сам ставил три коми спектакля и кое что понял. Понял и вывел такое заключение, что постановкам <…> коми спектаклей на сцене гортеатра существуют какие-то замаскированные колючки. А  признаки (или факты) суть таковы: репетиции делать на сцене (кроме генеральных, <…> то на-спех, не до конца) нам не удавалось ни разу: днем некогда и темно, вечером «сами» (т.е. артисты существующей труппы) репетируют, или – у них спектакль, или еще что-нибудь. 31-го марта ставилась пьеса „Бесприютная душа“. Декорация довольно сложная, и как следует установить сцену нужно не меньше часа. Все было нами заранее предусмотрено. Но вот труппе (русской) угодно было как раз в этот вечер затеять на сцене репетицию (не генеральную), которая затянулась довольно долго. Я несколько раз просил освободить сцену, но они все тянули и… дотянули чуть не до начала спектакля. И понятно, раз они являются как-бы „хозяевами“ театра, а мы временно квартирующими, вроде пасынков, – их не выгонишь, а пришлось смиренно ждать когда сами соблаговолят „ослобонить“. И ждали… Репетицию-же можно было устроить в фойэ или даже в клубе (рядом с гортеатром) а вот – как нарошно, как на зло, нужна была им сцена!.. Потом электромонтер опоздал, потом гример не пришел (все они из той-же труппы и заранее обе<…>), потом „адский огонь“ долго не „разгорался“ – лампочки испортились, потом клею не хватило, потом гриму не хватило, потом декорация не была готова, потом… да, только уже потом начался спектакль, спустя много времени после девяти. И всегда вот так на энтом самом месте: так было на всех трех наших спектаклях. Хорошо еще, что только три раза ставили (и то в „неприсутственные дни“, когда театр считается свободным) а если бы, этак, раз десять вздумалось поставить? – Погибли-бы мы вместе с публикой!.. Вот, вывод-то отсюда сам и напрашивается, что коми-спектаклям в коми-театре теперь открыты только узенькие щелочки, не пролезешь… Мы уже оставляем в стороне вопрос, по каким мотивам говорят такие вещи, „зачем допускают в гортеатре ставить коми спектакли?“

Участники спектакля по пьесе В.Савина Ыджыд мыж. 1919 г. Из фондов НМРК

А где коми-декорации? Их нет. А где костюмы? Их нет. Мы не говорим уже о парчевых, шелковых и бархатных костюмах, они нам пока не нужны. Даже газовых „ангельских“ костюмов нет!..

Может быть, прежние костюмы перешиты на другие, „стильные костюмы“, но не надо было разрушать того, что имелось уже для коми. Насколько правда, я не знаю, а говорят, что будто-бы Сагайдаров увез из коми театра много костюмов… С каким-то театральным наследством будет создаваться коми театр? Опять, вероятно, придется начинать с „вiԅа гач dа кöтi“…

Эх ты, жизнь коми-театральная, жизнь закулисная!

Нёбдiнса Вiттор

Ослобонитьосвободить

.

За занавесом и кулисами : (Театральные «разоблачения») / Нёбдiнса Вiттор // Югыд туй. – 1926. – 7 апр. 

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика