Теги позиции, похожие позиции
Личность:АктерыДраматурги
Территория:Сыктывкар
Тематика:Учреждения культурыТеатр
 
Адрес: 169900, Республика Коми, г. Воркута, площадь Юбилейная, дом 1
Тел.: 8(2151)36127
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 56
Тел. (8212) 24-10-60 - приемная, 24-31-92 - кадры
 
Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 4
Тел. (8212) 24-38-89
 
Осенью 1930 года был открыт первый профессиональный национальный театр КИППТ — Коми инструктивный передвижной показательный театр
 
Коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 2 дек.
 
Театр и искусство. Необходимо сохранить коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 4 июля.
 
За занавесом и кулисами : (Театральные «разоблачения») / Нёбдiнса Вiттор // Югыд туй. – 1926. – 7 апр. 
 
Бара на коми театр йылысь: мый вылö колö сьöмыс? / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 14 окт. ­– Пер. загл.: Опять о коми театре: на что нужны деньги? – URL:  https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427066/39  (дата обращения: 17.07.2023). – Режим доступа: Национальная электронная библиотека Республики Коми.

Театр оперы и балета

Адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 32
Тел. (8212) 24-50-46
E-mail: muzteatr@mail.ru, muzteatr2007@yandex.ru
Сайт: www.komiopera.ru
Руководитель - Степанов Дмитрий Николаевич

26 августа 1958 года в дни празднования образования Коми автономии премьерой оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке приглашенного из Ленинграда профессора и композитора А. Киреева состоялось открытие Республиканского музыкального театра Коми АССР.

Первым директором и художественным руководителем театра стал Борис Степанович Дейнека - талантливый актер, вокалист, прекрасный организатор.

Борис Степанович Дейнека

Опера «Евгений Онегин». 1958 год.

В роли Татьяны - Валентина Ищенко, в роли Гремина - Борис Дейнека

Именно он предложил создать новый театр. Его идею поддержала заместитель министра Коми АССР Серафима Михайловна Попова, сделавшая все возможное и невозможное для перевода бывших репрессированных актеров, музыкантов, вокалистов из Воркуты, Инты, Ухты, Княжпогоста в столицу республики.

Так, благодаря ей, здесь кроме Дейнеки оказались два известных дирижера - Владимир Михайлович Каплун-Владимирский и Николай Порфирьевич Клаус, талантливейшая певица Валентина Мефодьевна Ищенко и другие артисты.

Оперетта «Холопка». В роли Виолетты Меблан Валентина Ищенко

Владимир Михайлович Каплун-Владимирский

Николай Порфирьевич Клаус

Получив возможность работать на воле, пусть даже в глубокой провинции, они всецело отдались любимому делу, и за короткое время вместе с другими артистами сумели создать сплоченный профессиональный коллектив, заложив прекрасные традиции актерского мастерства и театрального искусства.

Первоначально творческий коллектив музыкального театра состоял из 104 человек: солисты – 20 человек, балет – 16 человек, хор – 36 человек, оркестр – 26 человек, художественное руководство – 6 человек.

Среди солистов были: Б. Дейнека, В. Ищенко, С. Марков, И. Бобракова, В. Привальцева, К. Васильев, Г. Белов. Балетная труппа под руководством Г. Ваховского была сформирована из выпускников Пермского и других хореографических училищ, а также из артистов Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР и выпускников Сыктывкарской хореографической студии при Доме пионеров - О. Коханчук, И. Чуистовой и Т. Батиевой. Основу театрального хора также составили артисты ансамбля песни и танца Коми АССР.

Балет Якова Перепелицы «Яг-Морт». Райда - О. Коханчук. 1961 год

Неоценимый вклад в становление и развитие профессионального музыкального искусства республики внесла солистка-вокалистка Валентина Мефодьевна Ищенко, исполнительница партии Татьяны в опере «Евгений Онегин», в прошлом артистка Воркутинского лагерного театра, исполняя главные партии в операх и опереттах. В 1960 году В. Ищенко было присвоено звание заслуженной артстки Коми АССР.

В 1960 году творческую деятельность в театре начинает выпускница Ленинградской консерватории, уроженка с. Гам Усть-Вымского района Коми АССР Е. А. Орлова, позднее заслуженная артистка Коми АССР.

В эти же годы группу солистов пополняют талантливые артисты, выпускники других высших учебных заведений страны В. Азовцев, Э. Шмеркович, Ю. Главацкий, В. Саяпин, Е. Бердов. В 1960-ые годы, как артисты оперетты, заявляют о себе Г. Кузнецовская и Л. Ильчуков, позднее удостоенные высоких почетных званий.

За короткий период времени театр показал себя вполне жизнеспособным. Репертуар состоял из таких музыкальных произведений, как «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Поцелуй Чаниты» Милютина, «Холопка» Стрельникова, «Цыганская любовь» Легара, «Вольный ветер» Дунаевского и другие.

Некоторые постановки театра, такие как «В бурю» Т. Хренникова и «Лебединый полет» В. Тормиса, были удостоены дипломов и наград на Всесоюзном и Всероссийском смотрах музыкальных спектаклей, а создателям балета «Конек-Горбунок» на музыку Р. Щедрина была присуждена Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской.

В 1969 году коллектив музыкального театра перешел в новое, специально построенное здание со зрительным залом на 766 мест.

Открытие нового театрального здания состоялось премьерой балета «Лебединое озеро» П. Чайковского. С целью подготовки кадров для музыкального театра в 1964-1966 годах работали хореографическая и вокально-хоровая студии.

С коллективом театра активно сотрудничали местные композиторы и драматурги. В 1960 году была поставлена опера Г. Дехтярева «Гроза над Усть-Куломом». В последующие годы на сцене театра шли оперы Б. Архимандритова «Домна Каликова», Я. Перепелицы «На Илыче», оперетты П. Чисталева «Деревенька моя» и Я. Перепелицы «Домна Каликова».

Огромный успех выпал на долю первого национального балета «Яг-Морт» (Лесной человек) Я. Перепелицы. Впервые он был поставлен в 1961 году и стал классикой коми национального искусства.

С целью полготовки квалифицированных кадровдля театра в 1964-66 годах работали хореографическая и вокально-хоровые студии. Балетной студией руководила профессиональный хореограф Н. А. Генчель.

В 1960-1970-е годы музыкальный театр представлял сложившийся творческий коллектив под руководством главного режиссера Э. А. Попова, главного балетмейстера Л. А. Бордзиловской и главного дирижера Н. П. Клауса. Будучи главным режиссером театра Эраст Алексеевич Попов осуществил постановку 25 музыкальных спектаклей, многие из которых были отмечены дипломами Всероссийских конкурсов.

Легендой музыкального театра стала Ия Петровна Бобракова. Она имела два консерваторных образования - как вокалистка и как оперный режиссер. прежде чем стать режиссером, ей довелось исполнить немало партий в родном театре.

Ия Бобракова

Ия Бобракова. Сцена из спектакля «Беглянки»

В 1970 году Совет Министров Коми АССР обратился в Правительство Российской Федерации с ходатайством о переводе Республиканского музыкального театра в группу театров оперы и балета. Это мотивировалось тем, что если в первое время в репертуаре театра преобладали спектакли лёгкого жанра, то в последние годы наряду с опереттой большое место занимают опера и балет.

Новые времена заставили театр по-новому взглянуть на свои взаимоотношения с публикой. Падение интереса к высокому искусству, наблюдаемое в 80-х – 90-х годах повсеместно, не обошло и оперный театр.

Когда вслед за сравнительно благополучными годами существования театра началась перестройка, и зритель, в силу многих причин, стал явно охладевать к опере с её высокими страстями, театр столкнулся с серьёзной проблемой: как остановить этот отток, как вернуть, как снова заинтересовать слушателя? Было решено провести оперно-балетный фестиваль. Результат превзошёл все ожидания. В дни фестиваля «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна», как его назвали) в зрительном зале трудно было найти незанятое место. А билеты на заключительный концерт мгновенно разошлись в первый же день!

 Афиша первого фестиваля. 1991 год     

И у фестиваля, попросту, не осталось иного выхода, как стать, во-первых - ежегодным, а во-вторых – международным.

В 1997 году Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» удостоился высокой чести. Он стал Лауреатом Государственной премии Республики Коми. И сейчас, когда фестиваль подходит к концу второго десятилетия, можно говорить о фестивальных традициях. Одна из самых привлекательных – непременная оперная премьера, открывающая фестиваль.

С 1997 года в Сыктывкаре стал проводиться Международный фестиваль профессионального балетного искусства «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки). Куратором фестиваля стала известный балетный критик и исксствовед Н. Садовская.

В 1992 году театр получил свой нынешний статус - Государственный театр оперы и балета Республики Коми.

1990-е годы стали периодом творческого взлета молодых артистов театра Александра Байрона, Альфии Коротаевой, Елены Лагода, Ольги Сосновской.

С декабря 2011 года главным режиссером и художественным руководителем театра стал Б. Б. Лагода. Он стал известен сыктывкарскому зрителю по постановке оперетты Н. Стрельникова «Холопка» в 2005 году. Поставил в театре музыкальный детектив М. Самойлова «Ограбление в полночь», спектакль для детей «Красная шапочка. New», музыкальную комедию В. Ильина и В. Лукашева «Моя жена - лгунья», которые способствовали привлечению в театр широкой публики.

За годы своей творческой деятельности музыкальный театр из далекой провинции превратился в заметный российский театр оперы и балета. На его сцене показано более 10000 спектаклей, среди которых образцы русской и зарубежной оперной и балетной классики, произведения советских композиторов,  классические и современные оперетты и музыкальные комедии, произведения местных композиторов.

Молодежь севера, 1959, 22 марта

.

Источники:

Коми театр : время и люди / [сост. и гл. ред.: Мария Алексеевна Удоратина]. - Сыктывкар : Издательский дом Коми, 2013. - 144 с. : ил., цв. ил., портр.

Бобраков И. Рождение театра // Республика. – 1999. – 18 марта.

К 40-летию Государственного театра оперы и балета республики Коми.

Бобракова И. Большое видится на расстоянии / записала Г. Соболева // Вечерний Сыктывкар. – 1990. – 2 апр.

Беседа с главным режиссером Республиканского театра оперы и балета Ией Бобраковой.

Бобракова И. «Трудно, но не сдамся» / записала Л. Зыль // Красное знамя. – 1996. – 30 окт.

Беседа с главным режиссером Республиканского театра оперы и балета Ией Бобраковой о проблемах и новых спектаклях.

Бобракова И. Пятилетку прожили / Записал П. Куратов // Утро (Асыв). – 1992. - № 13 (июль).

Беседа с главным режиссером Республиканского театра оперы и балета Ией Бобраковой.

Бобракова И. П. Ия Бобракова : Режиссер – профессия штучная / подготовила Марина Щербинина // Республика. – 2002. – 27 дек.

Народная артистка Российской Федерации, заслуженный деятель искусств России и Республики Коми, художественный руководитель и главный режиссер Государственного театра оперы и балета Республики Коми И. П. Бобракова о себе и своей профессии.

Бобракова Ия Петровна // Кто есть кто в Республике Коми. – Сыктывкар, 1994. – С. 28-29.

Бобракова И. «Кытчӧдж верма, надеяӧн ола» / записала Н. Попов // Коми му. – 1996. – 10 дек. – Пер. загл.: «Пока могу, живу надеждой». – На коми яз.

Беседа с главным режиссером Государственного театра оперы и балета Республики Коми И. П. Бобраковой.

Бобракова И. Театрлӧн сӧвман вояс // Югыд туй. – 1978. – 26 авг.

Годы роста театра. К 20-летию Коми республиканского музыкального театра.

Бобракова И. Ыджыд кораблы – ыджыд кад // Югыд туй. – 1969. – 6 февр. – Пер. загл.: Большому кораблю – большое плавание. – На коми яз.

К 10-летию Коми республиканского музыкального театра.

Бурлыкина М. И. Ия Бобракова: жизнь в искусстве / Майя Бурлыкина ; ФГБОУ ВПО «Сыктывкар. гос. ун-т», Коми отд-ние Петровской акад. наук и искусств. - Сыктывкар : Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2012. - 373 с.,[16] л. ил. : ил.

Владис Г. Неизвестная Ия Петровна // Молодежь Севера. – 1994. – 8 дек.

О Народной артистке Российской Федерации, художественном руководителе и главном режиссере Государственного театра оперы и балета Республики Коми И. П. Бобраковой

Герстле Н. Бобракова Ия Петровна 6 музыкальный режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств Коми АССР и РСФСР : краткая биографическая справка // Республика Коми : энциклопедия : [в 3 т.]. Т. 1 / Коми науч. центр Урал. отд-ния Рос. акад. наук ; [ред. П. М. Столповский]. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1997. – С. 263.

Герцман М. Непостижимый феномен… оркестра // Красное знамя. – 1996. – 10 янв.

О симфоническом оркестре Государственного театра оперы и балета.

Государственный театр оперы и балета Республики Коми // Культинформ. – 2002. - № 2. – С. 12-13.

Главацкий Ю. Л. В оперу – как на праздник / записала Л. Зыль // Красное знамя. – 1992. – 21 марта.

Беседа с директором театра оперы и балета Сыктывкара Ией Бобраковой.

Дяковская Г. Спектакли молодости нашей // 7 дней-экспресс. – 1997. – 13-19 нояб.

Из истории Государственного театра оперы и балета Республики коми.

Жиделева В. Фальшивое благополучие нашей оперы / Валентина Жиделева // Красное знамя. – 2004. – 13 янв.

О республиканском театре оперы и балета РК и его певце Алексее Моисееве.

Ия Бобракова : 60 лет творчества. - Сыктывкар, [2002]. - 14 с.

Ия Петровна Бобракова // Культинформ. – 2003. - № 4. – С. 7.

О Народной артистке Российской Федерации, Лауреате Государственной премии Республики Коми, заслуженном деятеле искусств России и Республики Коми, академике Петровской академии искусств, художественном руководителе и главном режиссере Государственного театра оперы и балета Республики Коми И. П. Бобраковой.

Кичигин В. От музыкального до театра оперы и балета // Панорама столицы. – 2001. – 11 окт. – С. 4.

Из истории театра.

Клейн А. К новым рубежам : театр коми 60-70-х годов // Многоязыкий театр России : театры авт. республик РСФСР сегодня : [сб. статей] / [сост. А. Я. Вольфсон ; вступ. ст. В. Сахновского-Панкеева]. - М. : Всерос. театр. о-во, 1980. – С. 253-274.

Клековскина О. Там, за занавесом… // Молодежь Севера. – 1982. – 29 окт.

К 25-летию Коми республиканского музыкального театра.

Козлова Д. Т. Роль представителей русской культуры в становлении государственного театра оперы и балета Республики Коми // Коренные этносы Севера европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы : Материалы Междунар. науч. конф., Сыктывкар, 17-19 мая 2000 г. - Сыктывкар, 2000. – С. 306-308.

Коротаева А. Это так просто понять // Панорама столицы. – 1999. – 30 сент.

О проблемах оперной труппы Республиканского театра оперы и балета.

Мишарин П. Театральный сезон завершен // Асыв (Утро). – 1991. – июль (№ 7).

Морозова В. Последний поклон: чем живет сегодня республиканский музыкальный театр // Вечерний Сыктывкар. – 1990. – 2 апр.

О присвоении почетного звания «Народный артист Российской Федерации» Бобраковой И. П. : Указ Президента Российской Федерации // Красное знамя. – 1994. – 3 дек.

Первая опера на коми сцене. Открытие Республиканского музыкального театра // Красное знамя. – 1958. – 29 авг.

Первый сезон нового театра // Красное знамя. – 1958. – 13 авг.

Об открытии сезона музыкального театра г. Сыктывкара.

Попов Э. В едином потоке // Красное знамя. – 1963. – 15 окт.

Об успехах и планах на будущее Коми республиканского музыкального театра. К 5-летию театра.

Попов Э. А. Миян музыкальн?й театр // Войвыв кодзув. – 1973. - № 4. – С. 43-47. – Пер. загл.: Наш музыкальный театр. – На коми яз.

Попов Э. Пятнадцать музыкальных лет // Красное знамя. – 1976. – 27 окт.

О Коми республиканском музыкальном театре.

Попова С. Дас во – абу ыджыд кад // Югыд туй. – 1969. – 18 марта. – Пер. загл.: Десять лет – срок не большой. – На коми яз.

К 10-летию со дня открытия Коми республиканского музыкального театра.

Пыр радейтӧ йӧзӧс // Красное знамя. – 1983. – 21 мая.

К 25-летию Коми республиканского музыкального театра. Беседа за деловым столом с артистами Д. Беляевым, В. Юркиным, О. Коханчук, В. Плахотной.

Семашко М. Мед театрным збыльысь лои ыджыд // Комиму. – 1997. – 4 окт. – Пер. загл.: Чтоб театр действительно стал большим. – На коми яз.

О театре оперы и балета Республики Коми.

Семячков Б. Миян кад да йӧз йылысь // Югыд туй. – 1965. – 25 сент. – Пер. загл.: О современности и людях. – На коми яз.

О творческих планах Коми республиканского музыкального драматического театра. К 50-летию Советской власти.

Соболева Г. Народная артистка // Связь времен. – Сыктывкар. – Сыктывкар, 2000. - С. 757.

Об Ие Петровне Бобраковой.

Сушенцев С. Н. Сергей Сушенцев: «Нельзя превращать театр в пантон…» // Красное знамя. – 2004. – 14 янв.

Режиссер театра оперы и балета С. Сушенцев о своем видении современного театра. Записала Д. Шучалина.

Театр накануне события // Новая жизнь. – 1998. – 20 янв.

Государственному театру оперы и балета – 40 лет.

Туманова Л. Вся жизнь – театр // красное знамя. – 2002. – 31 дек.

О Народной артистке Российской Федерации, Лауреате Государственной премии Республики Коми, заслуженном деятеле искусств России и республики Коми, художественном руководителе и главном режиссере Государственного театра оперы и балета Республики Коми И. П. Бобраковой.

Федорова Л. Театру – 20 лет // Красное знамя. – 1978. – 28 дек.

О коми республиканском музыкальном театре (ныне Театре оперы и балета).

Филиппова Л. Ю. Становление республиканского музыкального театра Коми АССР // Проблемы материальной культуры народов России и зарубежных стран. – Сыктывкар, 1995. – С. 97-98.

Юрлов В. Новый театр вступает в жизнь // Красное знамя. – 1958. – 16 марта.

О создании в Сыктывкаре республиканского музыкального театра.

komiopera.ru

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика