Автор жанровых композиций, пейзажа, портрета, натюрморта. Заслуженный деятель искусств Республики Коми (1992).
Евгений Петрович Борисевич
Евгений Петрович Борисевич родился в 1940 году в пос. Улла Витебской области.
В Республику Коми, в г. Воркуту, приехал в 1967 году после окончания Чебоксарского художественного училища.
Борисевич работает в основном в живописи, пробует себя в графике. Большую роль в становлении художника сыграл график В. В. Поляков. В первых работах Борисевича присутствуют романтические сюжеты, в более поздних появляются свидетельства труда человека.
Е. П. Борисевич. «Ледовый причал». 1987 год
Линогравюры «Утро Воркуты», «На смену», «После пурги» характеризуют автора как художника, увлеченного современником, его деятельной жизнью. Особенно впечатляет «Разбуженная тундра», изображающая панораму бескрайних заснеженных просторов, горную гряду на горизонте, возвышающиеся буровые вышки. На первом плане изображен вездеход, помогающий забивать сваи под новые дома. Взбираясь на взгорок, он мчится к месту своей работы. Дорога стремительно убегает под его гусеницами. Тундра неузнаваемо меняет свое лицо. Таким образом, Борисевич стремится передать зрителю бодрость, восторг перед делами рук современника.
Е. П. Борисевич. «Перед дождем». 2001 год
Борисевича всегда волновали вопросы специфики искусства графики, выразительных возможностей графических техник. Борисевич всерьез увлекся офортом-гравюрой на металле, отличающейся богатством возможностей. Он стал первым среди графиков Коми, кто обратился к этой технике.
С первых шагов самостоятельной работы Борисевич стремился идти своим путем. Воркуте он посвящает целую серию офортов. В нее входят листы небольших размеров, камерного звучания, встречаются работы и монументального плана (серия «Уголь», посвященная шахтерскому труду).
Произведения Борисевича: «Вездеходы», «Балки Усинска», «Подбаза-2», «Поселок геофизиков», где мы видим свидетельства труда человека: новые рабочие поселки, производственные постройки, современная техника выходят на первый план во всей своей весомости - выполнены в технике карандашного рисунка.
Е. П. Борисевич. «Русская старина». 1982 год
Сюжетные композиции Борисевича — итог суммы впечатлений, данных действительностью. Решение образа в них всегда связано с пейзажем — средой, без которой художник не мыслит себе человека. Нередко пейзаж дополняет и портретные образы Борисевича — «Начальник ГРПП-2 Г. Ковалев».
Портрет занимает немалое место в искусстве Борисевича. Его привлекают люди интересной жизненной судьбы, глубокими корнями связанные с северным краем — «Герой Социалистического Труда И. И. Сорочинский», «Почетный нефтяник страны, лауреат Государственной премии СССР В. Мишаков».
Е. П. Борисевич. «Сирень цветущая». Диптих. 2001 год
В последние годы художником создан ряд портретных зарисовок карандашом: «Лоцман трудных дорог Ямала Н. С. Якименко», «Радист полярной станции мыса Харасавей А. Шкуренко», «Почетный полярник дизель электрохода «Гижига» В. Маргасюк», «Электросварщик, кавалер ордена «Знак Почета» с мыса Харасавей С. Поляков».
Интересной областью творчества Борисевича является натюрморт. Любимый мотив — цветы, эти прекрасные создания природы, наиболее сильно действующие на поэтическое чувство человека и символизирующие собой пору расцвета. Но художник чаще изображает цветы поникшие, увядшие, напоминая и о печальной стороне бытия, быстротечности времени: «Гипсофила», «Гвоздики завядшие», «Осень».
Исполненные в технике карандашного рисунка и в офорте, натюрморты отличаются разнообразием композиционных приемов, изысканной красотой образа, печатью высокой графической культуры.
Многообразно творчество графика Е. Борисевича. Но художник ставит перед собой новые творческие задачи.
Е. П. Борисевич. Фрагмент картины «Портрет скульптора Р. Бендерского». 1988 год
Последние годы жил и работал в Сыктывкаре.
.
Источники:
Дыхание Пармы: Книга об искусстве и литературе народа коми.- Сыктывкар.-1991.- С. 242-246.