Теги позиции, похожие позиции
Личность:Художники
Территория:Сыктывкар
 
Художник, член Союза художников с 1989 года, участник тематических, республиканских, зональных выставок. Занимался оформительскими работами, станковой живописью, графикой
 
Художник, портретист, график, создатель многих почтовых марок СССР, театральный художник, плакатист
 
Художник. Работал в различных графических техниках и материалах, отдавая предпочтение офорту и автолитографии
 
Художник-график. Народный художник Республики Коми. Член Союза художников СССР. Заслуженный работник Республики Коми
 
Живописец. Лауреат Государственной премии Коми АССР, народный художник РСФСР
 
Первый профессиональный коми художник
 
График, живописец. Член Союза художников СССР с 1938 года
 
Художник. Относится к числу наиболее ярких и интересных художников-этнофутуристов. Персональные выставки проходили в Эстонии, Финляндии, Венгрии и во многих финно-угорских регионах России
 
Скульптор. Лауреат Государственной премии Республики Коми
 
Художник-прикладник. Член Союза мастеров Республики Коми, Союза художников России

Добряков Сергей Алексеевич

Главная Разделы Статьи Живопись Художники Добряков Сергей Алексеевич

Живописец. Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1961), Лауреат Государственной премии Коми АССР (1987). Член Союза художников СССР.

Родился 8 октября 1925 года в с. Вомын Усть-Куломского уезда Коми автономной области. Специального художественного образования не получил. С 1947 года работал художником-оформителем в краеведческом музее в Сыктывкаре и одновременно посещал студию при СХ Коми АССР, которой руководил П. Э. Бендель.

В 1952 году Добряков переходит на постоянную работу в худфонд при СХ Коми АССР и становится регулярным участником всех республиканских выставок. Первое время работает в жанре пейзажа, однако растущее мастерство и стремление создавать вещи, проникнутые пафосом больших событий современности, приводят живописца к созданию тематических картин. Первой среди них было полотно «К новому месту работы» (1957).

Добряков Сергей Алексеевич. Затон. 1978 год

60-е и начало 70-х годов в творческой биографии Сергея Добрякова являются самыми плодотворными.

В это время он создает свои лучшие произведения: картины «Коми охотники» (1964), «Красные партизаны» (1967), «На земле предков» (1969), «Встречающие» (1977), «Полярный гидропорт» (1977); гобелены: «Тундра» (1973), «Стойбище» (1973), «Тайга» (1976). В этот же период были созданы и лучшие мозаичные панно: «Северные игры» (1963), «Домна Каликова» (1962), «Победа» (1963).

Коми охотники. 1964 год. Холст, темпера

Картина представляет собой групповой портрет коми охотников. В каталоге 1963 года указаны их коми прозвища «Егор Иван, Архип Иван и Максим Андрей». В таких прозвищах первое из имен - имя старшего в роду, последнее – имя носителя прозвища

Лейтмотив произведений Сергея Добрякова – единение человека с природой. С наибольшей полнотой он прозвучал в полотнах «На земле предков» (1969) и «Встречающие» (1977).

Братья по оружию. Из серии «Нормандия-Неман». 1967 год

Присутствует в творчестве Сергея Добрякова и еще одна выстраданная тема – о Великой Отечественной войне.

Война очень близко была связана с личной судьбой художника. Будучи ее участником, он дошел до Берлина. По воспоминаниям об этом времени сложилась серия «Нормандия-Неман», состоящая из живописных и акварельных работ. Сдержанно и немногословно, с большой мерой художественного обобщения он создает образы солдат-победителей в произведениях: «Прощание» (1968), «Нормандия-Неман» (1968), «На русской земле» (1985).

На земле предков. 1969 год. Холст, темпера

Картина считается лучшим произведением художника. Первопроходцы-геологи, следуя тропами Полярного Урала, набрели на древнее языческое капище. Молчаливые идолы словно протянули невидимую нить из далекого прошлого в настоящий день, заставили задуматься о прошлом этой земли, испытать чувство сопричастности ее судьбе.

Творчество Сергея Алексеевича Добрякова очень многогранно. Самыми характерными чертами его дарования явилось умение уйти от бытовизма, лаконизм изобразительных средств, стремление к монументальности, декоративности.

С 1951 года С. А. Добряков - участник Коми республиканских художественных выставок, зональных выставок «Советский Север», выставок «Советская Россия», «По родной стране». Персональная выставка художника состоялась в Сыктывкаре в 1990 году.

Охотник. 1972 год. Холст, масло

Особенностью промыслового костюма охотника был так называемый «лузан» - короткая накидка из прямоугольного куска ткани (холст, сукно) с отверстием для головы. Под полотнищем лузана с обеих сторон были пришивные карманы для размещения промысловых припасов и добычи. Карманы выдерживали до 30 кг груза. Лузан подпоясывался кожаным ремнём (тасма). Лыжи охотников изготавливались из ели или берёзы и обшивались оленьими или лосиными камусами. Специальных лыжных палок не существовало, его заменял охотничий посох койбедь.

Гроза ушла. 1985 год. Холст, темпера

Творческое наследие С. А. Добрякова хранится в Национальной галерее Республики Коми, а также в художественных музеях городов Кострома и Тверь. Умер 3 октября 1989 года в г. Сыктывкар.

На русской земле. 1985 год

.

Источники:

Добряков Сергей Алексеевич // Теплинский Ю.А. В памяти Ухты. – Киров, 2008. – С. 405.

http://www.ngrkomi.ru/gallery/exhibition/235/

komi.com/ngall

http://www.komi.com/ngall/komiso/dobrakov.htm

artru.info

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика