Теги позиции, похожие позиции
Личность:Герои коми преданий и сказок
Тематика:Мифология
 
Глот - водяное чудовище из легенд удорских коми-зырян
 
Зарань – дочь Солнца, персонификация зари
 
Йиркап – герой преданий Вымских коми-зырян
 
Олыся – домовой
 
Ошлапей – нижневычегодский колдун
 
Паляйка – нижневычегодский колдун
 
Тунныръяк – могучий колдун, обладал властью над водной стихией
 
Чудь - древний мифический народ, первопредки
 
Юрка – герой предания верхне-вычегодских коми-зырян
 
Яг-Морт - лесной человек, похищал скот, женщин и детей

Войпель

back1.png

Войпель – божество древних коми-пермян.

Войпель является единственным, кроме имён богов-демиургов Ен, Омӧль (Куль), сохранившимся наименованием божества верхнего уровня языческого пантеона древних пермян.

Послание митрополита Симона, отправленное в Пермь в 1501 году, в котором он призывает мирян Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить, свидетельствует, что ещё в ХVI веке Войпель был ведущим языческим божеством у коми-пермян.

Исследователи неоднократно обращались к интерпретации образа Войпеля, исходя при этом, как правило, из предположения, что в русской записи термин был искажён.

Предполагалось, что его буквальный перевод: «северное ухо» или же «ночное ухо» вряд ли мог быть наименованием какого-либо божества. Наиболее распространённой версией его прочтения стало вой тӧл «северный ветер».

К предполагаемым функциям Войпеля относили власть над северным ветром, пургой, непогодой, покровительство животным и т.д., исходя при этом из чисто умозрительных заключений.

В то же время, в коми-пермяцком фольклоре, особенно в легендах о Кудым-Оше, Войпель упоминается достаточно часто, и объективный анализ этих сведений позволяет частично реконструировать его образ.

О Войпеле в легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям.

К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов.

Изображение Войпеля находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол Войпеля был самым высоким.

Около него стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное на них у соседних народов серебро.

Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю.

В общественные праздники Войпелю жертвовали скот. Охотники стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом. Охотники раньше стреляли из луков в священное дерево (в данном случае столб) перед началом промысла для обеспечения удачи в нём.

Идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины.

В пользу того, что данное описание идола Войпеля соответствует действительному, свидетельствует древнепермское культовое литьё, в котором имеется изображение многоликой богини.

В коми-зырянском языке верхневычегодское, лузско-летское, удорское «пӧль» или верхнесысольское «пӧльӧ» сохранило значение «дед, дедушка (отец отца)». «Вӧрпӧль» или «вӧр пӧльӧ» (лесной дед) называли лесного духа-хозяина. У коми-пермян ещё в начале ХIХ века существовало утраченное в современном языке слово айпэл в значении «мужчина». Можно предположить замену в русской записи ӧ на е, т. е. в оригинале «Войпӧль» (владыка Севера). В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в коми-пермяцких легендах Войпеля называли также и «Вӧрпель» (сравните коми-зырянское «вӧрпӧль»).

.

Образ Войпеля встречается в художественных произведениях К. Ф. Жакова (1866-1926), в которых фольклорно-этнографические описания и материалы перемежаются с авторской фантазией.

Я. С. Герцман по мотивам мифологических рассказов коми-зырян и коми-пермян создал произведение о божестве северного ветра и ночи Войпеле. Его балет «Войпель» был поставлен на сцене Республиканского музыкального театра в 1996 года.

.

 

Послушать аудиокниги:

Каллистрат Жаков. Бегство северных богов. Читает И. И. Табаленкова

Каллистрат Жаков. Дарук Паш. Читает Е. А. Выборова

.

Почитать книги о Войпеле на сайте библиотеки:

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. ДАРУК ПАШ

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. БЕГСТВО СЕВЕРНЫХ БОГОВ

.

Источники:

Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. / В. Н. Белицер. – Москва: АН СССР, 1958. – 393 с., 9 л. ил. Взять книгу в библиотеке

Габова Е. В. Дети древней земли: повесть / Е. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. – Сыктывкар: Кола, 2011. – 160 с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Грен А. Зырянская мифология / А. Грен // Коми му. – 1925. - № 1 (11). – С. 23-33.

Жаков К. Ф. Бегство северных богов: сказание [Электронный ресурс] / Каллистрат Жаков // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000783569 (19.09.2018). Прочитать в электронной библиотеке

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика