Теги позиции, похожие позиции
Личность:ПисателиДраматурги
Тематика:Литература
 
Лепкому по-вкусу : (фельетон) / Ольвит // Югыд туй. – 1925. – 11 нояб.
 
40 во / Нёбдінса Виттор // Ордым. – 1928. – 11-12 № – 15-26 л. б.
 
Торлопов М. Коми йöзлысь шог пальöдысь / М. Торлопов // Югыд туй. – 1923. – 1 дек. – Пер. загл.: Вдохновляющий коми народ.
 
Огоньки / Небдiнса Виттор // Югыд туй. - 1922. - 17 янв.
 
Переводъяс / Нёбдiнса Виттор // Коми сикт. – 1926. – 29 мая. – Пер. загл.: Переводы.
 
Стикотворениеяс гижöм йылысь / Нёбдiнса Виттор // Коми сикт. – 1926. – 22 мая. – Пер. загл.: Как писать стихи.
 
Поэзияöс – социализм стритöмлы отсасьöм вылö / Небдiнса Виттор // Ударник. – 1934. – 3-4 №. – 32-34 л.б. – Пер. загл.: Поэзию в помощь строительству социализму.
 
Эрдöдны художественнöй гижöдъясысь национал-шовинизм / Нёбдінса Виттор // Вöрлэдзысь. – 1935. – 22 мая. – Пер. загл.: Выявить в художественных произведениях национал-шовинизм.

Свободомыслящий батя

Свободомыслящий батя.

_______

Вдовый священник села Додзь Фадей Смирнов отличается замечательным свободомыслием: держит у себя на положении попадьи крестьянскую девицу Пелагею, имеющую от него уже третью беременность, не верит что блуд наказуется Богом и, кроме прочего, до такой степени любит играть в карты, что однажды три дня и три ночи дулся в двадцать одно с прохожим коновалом.

                 (Из рассказов прихожан.)

Отец Фадей пил утренний чай.

Девица Пелагея, исполняющая должность попадьи, сидела за самоваром и то и дело наполняла пустеющий стакан бати.

– Знаешь что, Палаша,  – сказал ей отец Фадей: – мне очень нравится одно изречение в церковных книгах…

– Какое? – спросила Пелагея.

– А вот, когда венчают жениха и невесту, то читают им, что у них отныне плоть едина.

– Я что-то не понимаю, батя. Ты бы об‘яснил попроще.

– Изволь, – согласился отец Фадей и в самых популярных выражениях об‘яснил Пелагие смысл непонятного ей священного изречения.

– Поняла, батя, поняла! – обрадовалась Пелагея. – Ты уж мне раньше это об‘яснял… только еще проще и понятнее…

­– Методы об‘яснений бывают разные, но наглядный метод самый лучший и достигающий цели, – глубокомысленно заметил отец Фадей. – Вообще, я враг теории и сторонник практики…

– Что это такое: теория и практика? – заинтересовалась Пелагея. – Если это бабы, то я им все глаза выцарапаю!

– Дурочка! – мягко засмеялся отец Фадей. – Это совсем не бабы, хотя они и женского рода. Теория – это значит вот что… ну, например, когда я ожидаю смерти какого-нибудь старика и рассчитываю получить за похороны три пуда хлеба, но старик долго не умирает, то это выходит теория. Когда же, наконец, старик умирает и три пуда хлеба попадают в мои руки, то это уже получается практика. А бабы… Что такое бабы? Зачем они мне? Я и тобой премного доволен!

– Я тоже довольна тобою, батя! – сказала Пелагея и погладила рукою свой выпуклый живот, затем поднялась с места и ушла на кухню, чтобы заняться приготовлением обеда.

– Славная девица… только опять потолстела немножко! – Ну, да на это наплевать! Я свободомыслящий поп! Я никаких канонов не признаю! Я сторонник церковного обновления! А что касается греховности блуда и прочей чепухи, то это святые отцы выдумали, которые, вероятно, никогда красивой девушки не видали!..

Из книги: Савин В. А. Райын : (куим торъя теш) - Сыктывдiнкар : Коми нига лэдзанiн, 1922.

Он засунул руку в карман и нащупал там колоду карт, с которою он никогда не расставался. Мысли его приняли другое направление. Ему захотелось сразиться в двадцать одно, чем он занимался даже во время хождения с крестом по селу. Недолго думая, он оделся и вышел на улицу. Чтобы подыскать себе подходящего партнера.

Навстречу ему попался коновал, которого он сначала благословил, а затем предложил поиграть в карты.

– Можно, можно, – ответил коновал. – Только смотри батя, как бы я не охолостил тебя, как жеребцов охолащиваю! Ведь ты той же породы!

– Сам берегись, чтоб я не снял с тебя последнюю рубашку! – предупредил отец Фадей. – Ведь мы по этой части тоже не даем маху!

Они зашли на квартиру коновала, где и началась у них игра в двадцать одно, длившаяся три дня и три ночи.

Коновал был умелый игрок и отличался способностью вытаскивать из колоды карт туза к имеющейся у него десятке, но отец Фадей не уступал ему в этом отношении, благодаря чему в течение двух суток они никак не могли обыграть друг друга.

На третьи сутки счастье повернулось лицом к отцу Фадею. Он начал срывать банк за банком, а коновал только кряхтел и отдувался, вываливая на стол кучи проигранных денег.

Кончился этот поединок тем, что коновал ,,просадил‘‘ не только деньги, но и кое-какие принадлежности своей одежды, после чего признал себя побежденным и обратился в постыдное бегство.

Некоторые из граждан уверяют, что отец Фадей во время игры, не выпуская из руки карт, окрестил новорожденного младенца, но было-ли так в действительности, об этом точных сведений не имеется.

Из журнала «Ордым». 1926 год. № 3

После издания Советской властью декрета об отделении церкви от государства, все духовенство восстало против этой власти. Это и следовало ожидать, потому что духовенство лишалось государственной поддержки, лишалось и своего ,,благоденственного и мирного жития‘‘; монастырские и церковные земли отбирались и передавались в пользование тому, кто на них трудится – трудовому крестьянству.

Буль.

Коновал — ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях

.

Свободомыслящий батя / Буль // Югыд туй. - 1922. - 26 нояб.

Свободомыслящий батя / Буль // Югыд туй. – 1922. – 26 нояб. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426857/42 (дата обращения: 10.07.2023).

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика