Теги позиции, похожие позиции
Личность:Герои коми преданий и сказок
Территория:Троицко-Печорский район
Тематика:Мифология
 
Войпель – божество древних коми-пермян
 
Гундыр – традиционный образ сказочного чудовищного великана
 
Олыся – домовой
 
Омӧль – нижний, темный демиург
 
Паляйка – нижневычегодский колдун
 
Пера – фольклорный герой-богатырь
 
Пывсянса – дух-хозяин бани
 
Образ Степана в народных представлениях
 
Тунныръяк – могучий колдун, обладал властью над водной стихией
 
Название села Корткерос можно перевести как «железная гора»

Кыска

back1.png

Кыска – герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском, печорский колдун (тун).

Согласно преданию, когда Стефан крестил верхневычегодских коми-зырян, он обрел среди новокрещенных ревностную помощницу в лице девушки по имени Ульяна.

Проповеди Ульяны в пользу нового вероучения вызвали сильное недовольство могучего печорского туна Кыскы, который решил ее наказать.

Прибыв на Вычегду, Кыска подплыл на лодке к селению, где жила Ульяна, сжег там часовню, схватил девушку и, пленившись ее красотой, решил увезти ее с собой на Печору в качестве наложницы.

Но связанная и брошенная в лодку Ульяна сумела выброситься за борт и утонула в Вычегде. На месте, где тело Ульяны прибило к берегу, её погребли, а Стефан соорудил там монастырь, названный им Ульяновским. Это же наименование получило возникшее там селение.

После сооружения монастыря Стефан отправился на Печору, чтобы наказать Кыску за его преступление.

Подъезжая на лодке к жилищу Кыски, Стефан увидел, что река перегорожена железными цепями (точно так же перегораживал цепями реку другой верхневычегодский тун Кӧрт Айка).

Стефан произнес заговор и ударил по цепи крестом, цепь лопнула и затонула.

Тогда Кыска собрал на пути лодки великое множество рыб, которые ее остановили, но Стефан опять же с помощью креста разогнал рыб и высадился на берег.

Кыска заперся в своем доме, который Стефан велел своим спутникам поджечь, но огонь был бессилен против заговоров туна. Наконец, с помощью использованного банного веника Кыски дом удалось поджечь, тун выскочил в окно и бросился к реке.

Помощники Стефана преградили ему путь и зарубили Кыску ударами топоров наотмашь. На месте гибели Кыски Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь.

Сам Кыска в отличие от большинства других легендарных тунов – соперников Стефана Пермского, увековечивания в топонимике не получил.

О. И. Уляшев написал драму «Енколаяс йылысь поэма» («Поэма о храмах»).

В основе драмы, поставленной С. Г. Горчаковой в Государственном театре фольклора Республики Коми в 1990 году, лежит предание о созидании Ульяновского монастыря, связанное с именами Стефана, Кыски и Ульяны.

.

Источники:

Войдӧр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимеров]. - Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Лимеров Павел Федорович. Коми несказочная проза : учеб. пособие по спецкурсу / П. Ф. Лимеров. - Сыктывкар : СГУ, 1998. - 96 с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Уляшев О. И. Излань зыран, зарни зыран / Олег Уляшев; серпасалiс О. И. Уляшев. – Сыктывкар: Кола, 2014. – 94, [2] л. б. – Пер. загл.: К камню теснимые золотые зыряне. Взять книгу в библиотеке

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика