К середине 20-х годов становилось очевидным, что самодеятельный театр уже не может удовлетворить духовные запросы нового зрителя. Жизнь настоятельно выдвигала задачу создания профессионального театра.
Самое горячее участие в развитии национального театрального искусства принимал драматург Виктор Савин. Он был душой всех начинаний. Благодаря ему в 1928—1929 годах предпринимаются попытки оживить, заново организовать работу Сыктывкарского городского театра.
Виктор Савин
Предполагалось, что это будет профессиональный театр с более или менее постоянной труппой, основой которой должны были стать лучшие самодеятельные артисты труппы «Сыкомтевчук», участники самодеятельности Сыктывкарской совпартшколы и Педагогического техникума; при создании театра предполагалось также, что он будет действовать не только в Сыктывкаре, но и в самых отдаленных селах.
«Сыкомтевчук» долгое время не мог наладить работу. Однако, несмотря на огромные трудности, коллектив продолжал, хотя и редко, ставить пьесы драматургов-коми и переводы русских пьес.
В 1926-1928 годах в театре шли пьесы В. Савина «Инасьтӧм лов» («Неприкаянная душа»), «Ныв грек шобӧм» («Девичий грех»), комедия в переводе В. Савина «Секлетея — непочка», пьесы П. Шеболкина «Кык вок» («Два брата»), В. Савина «Ва шыр» («Водяная крыса») и «Кулӧмдисна бунт» («Усть-куломский бунт»). Как показывает перечень, репертуар этих лет создавался фактически усилиями одного Савина. В 1926-1932 годах им были написаны также пьесы «Дочь пармы», «Знамение», множество одноактных сатирических пьес.
Михаил Лебедев в первые годы Советской власти начал было активно работать над музыкальными пьесами, но к середине 20-х годов почти полностью отошел от театра. Во второй половине 20-х годов им была написана только одна крупная музыкальная пьеса «Настук», причем над музыкой работал опять-таки Савин. Отходит от драматургии В. Чисталев, в этот период не отличался драматургической активностью и Н. Попов. В результате в литературном конкурсе на лучшую пьесу в 1929 году из 25 пьес всего три были написаны профессионалами (Савиным и Лебедевым).
Драматургия Савина продолжала развиваться по двум главным направлениям: он создавал пьесы историко-героические и сатирические, бытовые. Историко-революционная пьеса «Усть-куломский бунт» (1927) раскрывала трагедию народа при царизме. Она рассказывала о том, как в 1841—1843 годах крестьяне села Усть-Кулом поднялись против угнетения, изгнали местное начальство и царских чиновников и обратились «за милостью» к царю. По царской «милости» в село из Вологды отправилась воинская команда, жестоко подавившая крестьянский бунт. Зачинщики были наказаны плетьми и сосланы в Сибирь. Пьеса завершалась трагично.
Спектакль «Усть-Куломский бунт». 1928 год
.
Но как и первая историко-революционная трагедия Савина «На восходе солнца увял цветок», она была насыщена оптимистической верой в непобедимую силу народа.
Пьеса «Парма ныв» («Дочь пармы») показывала жизнь народа коми на новом историческом этапе, после победы социалистической революции. Она повествовала о борьбе за раскрепощение женщины от патриархального гнета. Остро сатиричен образ Осипа Митрия, главного защитника домостроевских порядков в семье. Это тунеядец в полном смысле слова. Он живет за счет жены и падчерицы, обирает их, насмехается над ними. Моральное поражение Осипа Митрия символизировало победу нового.
В. Савин написал несколько одноактных сатирических пьес преимущественно антицерковного содержания. Вообще же в 20-е годы В. Савиным было написано более двадцати разнообразных пьес. Многие из них поныне пользуются популярностью на клубной сцене.
В середине 20-х годов первых серьезных успехов достигли прозаики - коми. Произведения Г. Федорова, И. Пыстина, И. Изъюрова были посвящены современности.
В 1926 году начал выходить первый литературно-художественный журнал на языке коми — «Тропа» («Ордым»). С 1931 года стал выпускаться журнал «Северная звезда» («Войвыв кодзув»). Все эти важные события в культурной жизни народа говорили о том, что назрела необходимость создания профессионального театра.
Трудное положение театра заставило местные партийные и советские органы уделить ему особое внимание. В результате осенью 1930 года был открыт первый профессиональный национальный театр КИППТ — Коми инструктивный передвижной показательный театр. КИППТ явился основой будущего Государственного драматического театра Коми, организованного в 1936 году, в дни пятнадцатилетия Коми АССР.
.
Театр первоначально имел небольшую труппу, состоявшую из 13 человек: режиссера, инструктора, гармониста и 10 актеров. Руководитель, режиссер и артист КИППТа — Виктор Савин. Артисты, бывшие участниками художественной самодеятельности, не обладали сценическим опытом.
Среди первых КИППТовцев были П. Мысов, Ф. Юранева и др. Весной 1931 года в передвижной театр влилась еще одна группа энтузиастов, среди которых были будущие известные драматурги-коми Н. Дьяконов и С. Ермолин.
Пантелеймон Мысов
Николай Дьяконов
Степан Ермолин
.
На помощь КИППТ из Москвы приехали режиссер Бартенев и композитор Голицын. Они вели краткосрочные театральные курсы. Творческую помощь молодому коллективу постоянно оказывал также организованный в Сыктывкаре русский театр и его художественный руководитель А. Ходырев.
За первый год своей деятельности КИППТ показал около 70 спектаклей и концертных программ. Программы своих выступлений кипптовцы часто строили на местном материале жизни колхозников и лесорубов. Актеры бичевали лодырей, пропагандировали опыт передовиков производства. Кипптовцы проводили также большую и политически важную общественную работу непосредственно на селе, в рабочих поселках, среди колхозников и рабочих.
Звезды первой труппы КИППТа. Слева направо: Авенир Сахаров, Анфим Костромин, Андроник Козлов и Алексей Малыгин с гармошкой. 16 апреля 1931 года
КИППТ. 1931 год. На фотографии А. Костромин, В. Савин, П. Мысов, А. Малыгин, С. Ермолин, Н. Дьяконов
.
Спустя много лет кипптовцы так вспоминали о своей работе:
«Спали обычно в дороге, в санях. Зимой было тяжело, морозы доходили до 40°, но надо было, и мы — комсомольцы — ехали. Мы знали, что нас ждут, что наша работа приносит народу большую, настоящую пользу».
«...Летом на подводах, лодках, плотах, иногда на пароходах ездили мы от села к селу, заглядывая в самые глухие уголки нашего края. Наш приезд был настоящим праздником в деревнях, на лесосплавных участках, в колхозах...
На местных материалах сочиняли куплеты и частушки, высмеивая и критикуя недостатки. Я как-то подсчитал, что за четыре года лично мне пришлось написать более тысячи разных куплетов и частушек; выпускали также стенгазеты. Актеры рисовали для них шаржи и карикатуры, писали заметки и стихи. Я всегда был редактором этих газет»,— вспоминает артист С. И. Ермолин.
Сцена из спектакля «Шыпича» по поэме Н. Фролова. В роли Яраша - И. Попов, в роли Солнечной девы - Т. Пунегова
.
В трудных условиях беспрерывных гастролей по республике комсомольский коллектив КИППТовцев достиг немалых успехов и заслужил уважение городского и сельского зрителя. Работа Передвижного театра получила высокую оценку и во время его выступлений в Москве на Всесоюзном смотре культурно-просветительных учреждений национальных республик в 1931 году, а также на краевой олимпиаде в Архангельске.
Но развитие театра затруднялось недостаточной профессиональной подготовкой коми актеров. Без решения проблемы актерских кадров театр не мог двинуться вперед ни на шаг. Поэтому в 1932 году ряд актеров КИППТ направляется в Ленинград на четырехлетнюю учебу. Из этой группы, подготовленной Н. И. Комаровской и ее ассистентом — режиссером Я. Б. Фридом, вышли первые коми мастера сцены: И. И. Аврамов, П. А. Мысов, С. И. Ермолин, Н. М. Дьяконов, А. С. Русина-Тарабукина, А. Г. Зин.
Ян Фрид
Иван Аврамов
Надежда Комаровская
Усть-Куломское восстание. 1939 год. В роли Гаврилы Попова - артист А. Зин
.
«21 июня в Сыктывкар из Ленинграда прибыли заслуженная артистка Республики тов. Комаровская и профессиональный музыкант т. Загорный.
Цель их приезда – оказать помощь Коми-театру. Тов. Комаровская работаем мастером (педагогом) в коми отделении Ленинградского театрального техникума, где готовятся шесть коми артистов. Товарищи Комаровская и Загорный посетили Председателя Коми Облисполкома тов. И. Г. Коюшева. Они сообщили о целях своего приезда, поставили ряд вопросов, которые надо разрешить, чтобы создать в Сыктывкаре постоянную рабочую труппу коми театра и организовать работу по выявлению творческих музыкальных сил из среды коми.
Тов. Комаровская сообщила об успехах коми студентов, идущих впереди всех других групп педтехникума. Из студентов Дьяконов и Мысов хорошо учатся и имеют серьезные данные для того, чтобы быть в будущем режиссерами…
Под руководством тт. Комаровской и Загорного коми труппа дает ряд постановок в Сыктывкаре. Первая постановка будет 25 июня, пойдет пьеса «Лес» Островского.
Из газеты «За Новый Север». 1934. 24 июня. С. 4.
Труппа театра с педагогами Ленинградской студии Н. Комаровской и Я. Фрида. 1936 год.
.
Театральная труппа 1936-1938 годов
.
Источники:
Микушев А. Коми театр // История советского драматического театра. 1967. Т. 3: 1926-1932. С. 518-520.
Золотарев О. Большевики, творческая интеллигенция и культурно-просветительская работа в Коми автономии в 1920-1930-е гг. / О. В. Золотарев // История и культура российского севера в исследовательском, образовательном и просветительском измерениях : материалы I съезда историков Республики Коми (31 марта - 4 апреля 2015 г.). Ч. 1 / [редколлегия: И. Л. Жеребцов (председатель) и др. ; составители: д.и.н. И. Л. Жеребцов, к.и.н. Н. М. Игнатова]. - Сыктывкар : Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2016. - С. 14-25.
Весна коми искусства: (театральное искусство) // 40 лет Коми АССР. Сыктывкар, 1961. С. 130-134.
Лузин В. Коми театрлӧн подув эм // Ордым. 1930. 20 №. 25-27 л. б.
Савин В. Коми театр йылысь // Югыд туй. 1930. Январ 20 лун.
Заслуженная артистка Республики т. Комаровская и профессиональный музыкант т. Загорный прибыли в Сыктывкар // За Новый Север. 1934. 24 июня. С. 4.
М.С. Кыдзи чужис коми национальный театр // Коми комсомолец. 1936. 5 сент. Пер. загл. : Как зарождался коми театр
Станиславский Н. Первый сезон коми национального театра // За Новый Север. 1937. 26 июля.